Амьенский собор

Собор в Амьене был построен на месте сожженного молнией в 1218 году старого здания.

Согласно надписи уничтоженного в 1825 г. «лабиринта», строительство собора было начато в 1220 г. с западного конца В 1236 г. нефы были вчерне закончены. Хор построен в 1247 г., но вскоре после завершения пострадал от пожара. Свой окончательный вид он получил в 1269 г. Западный фасад еще в XIII в. был доведен до розы, но подвергся обновлению в XV в.; тогда же были достроены его верхние части.

Надписи «лабиринта» называли в качестве строителен трех мастеров: Робера из Люзарша, Тома де Кормона и его сына Рене де Кормона, которые работали в период 1220—1288 гг., т. е. одновременно с мастерами Реймского собора. В конце XIII в. были увеличены контрфорсы в первом ярусе, а промежутки между ними превращены в капеллы.

Образцом для строительства Амьенского собора послужил Шартрский собор. Это — трехнефная базилика с широким трансептом и развитой хоровой частью, окруженной венцом капелл, число которых здесь доходит до семи, причем средняя из них сильно выдвинута вперед. Трансепт имеет три нефа, а центр средокрестия, как в Шартре, совпадает с серединой храма.

Амьенский собор — самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) — 118 м (без выступающей средней капеллы), высота среднего нефа — 42,3 м, ширина нефов (без боковых капелл) — 33 м, ширина трансепта — 59 м, хоровой части — 48 м.

Отношение между шириной боковых нефов и среднего нефа главного корабля такое же, как в Реймсе (около 9:14), но тогда как в Реймском соборе травеи боковых нефов в плане имеют квадратную форму, в Амьене они прямоугольны (около 9 X 7 м). Ширина среднего нефа — 14 м. Ширина трех нефов западной части дает основной размер в плане: принятый за радиус, этот размер образует три пересекающихся круга, определяющие собой длину восточной и западной частей, а также трансепта. Ширина и длина этих частей построена по подобию травей среднего нефа.

В соборе Амьена интерьер стал единым, плавно раскрывающимся вглубь, ввысь, во все стороны. Чрезвычайно проста композиция среднего нефа: развитый карниз первого яруса делит общую высоту нефа пополам. Нижнюю половину занимает высоко поднятая продольная аркада, замковые камни которой расположены на высоте 18 м (тогда как высота аркады Парижского собора всего 9,5 м).

Верхняя половина нефа разделена на две части; нижнюю из них занимает пояс трифориев (за аркадой которого проходит узкая служебная галерейка, ставшая обычной для готических храмов со времен Шартрского собора), а верхнюю — стройные высокие четырехчастные окна. Важную роль играют дополнительные членения возникающие в интерьере благодаря чередованию его освещенных и затененных элементов. Основными здесь являются отношения между высотами проемов и заполняющих частей.

Модулем в этих отношениях служит зрительно воспринимаемый проем трифориев, т. е. высота арки трифория в просвете (3,60 м). Высота боковой аркады образуется из пяти таких модулей, высота верхних окон — из двух. Диаметр верхней розы парных окон также равен этому модулю. Тот же модуль содержится в высоте заполняющей стенки над аркадой, над трифорием (включая подоконный карниз). Здесь применены также простые кратные отношения в чередовании светлых и темных полос, придающих композиции исключительную выразительность и ясность.

Система опор и сводов — такая же, как в Реймсе. Своды — крестовые, стрельчатые, за исключением средокрестия, где применена простейшая форма звездчатого свода. Травея — четырехраспалубковая.

Основные опоры, как в Реймсе, состоят из цилиндрических столбов с приставными колоннами. Но здесь, в Амьене, служебной колонне, поддерживающей нервюры свода среднего нефа, придан более самостоятельный характер: отмеченная на уровне пяты продольных арок лишь узким пояском, она поднимается свободно до пяты свода среднего нефа, где завершается капителью. Профиль опоры постепенно усложняется по направлению кверху, получая дополнительные членения в виде приставленных к ней колонок.
Облегченные нервюры с заостренным книзу профилем предвещают тип нервюр XIV—XV вв.

Верхние окна среднего нефа больше окон Шартрского и Реймского соборов. Они дают законченный пример окон зрелой поры готики. Каждый проем, заполняющий целиком пространство между устоями, делится на два парных окна, объединенных арочным переплетом и восьмилепестковой розой под общей аркой. Парапеты составлены из тонких каменных брусков, число которых обусловлено количеством арок, упирающихся в данный пучок брусков, а это в свою очередь создает профиль переплетов.

От замкнутости и разобщенности пространства романских построек к объединению пространственных элементов и к сравнительной свободе их трактовки в Парижском соборе - этот путь готика проделала больше, чем за полвека. От Парижского собора, через одновременные поиски при строительстве разных соборов XIII в готика пришла в Амьенском соборе к тому классическому для нее построению пространства, при котором оно во всех измерениях освободилось от технической скованности, сохранив, однако, тектоническую ясность и конструктивную определенность окружающих его масс, объемов, линий. Пластическая выразительность несущих элементов, ощущение свободы, которое дает пространство, рассеянный свет, придающий мягкость объемным формам, — все это вместе создает теплоту тектонически законченной композиции интерьера.

Объем Амьенского собора отличается компактностью. В соборах ранней готики пластически необработанные контрфорсы стоят перед стеной мощными, неуклюжими выступами. Если смотреть на такой собор сбоку, то воспринимаются лишь ряды уступчатых контрфорсов. То, что основная часть Амьенского собора (как и в Реймсе и в Шартре) трехнефная, позволило приблизить контрфорсы к основной высотной массе среднего нефа и сделать аркбутаны более короткими.

С другой стороны, контрфорсы и аркбутаны пластически продуманы и обработаны. Вместо грубых масс здесь как бы ряд башенок, вырастающих из обшей массы здания. Арка аркбутана, очерченная по дуге окружности, несет на себе легкую стрельчатую аркаду, объединенную сверху плоским скатом, линия которого повторяет скат крыши. Переход от массы здания к контрфорсу, таким образом, двойной: плавный в арке, более жесткий, но согласованный с силуэтом крыши — в скате аркбутана. Этот композиционный прием вместе с пластической обработкой сближенных между собой контрфорсов и придает зданию ту компактность, о которой говорилось выше.

Простой карниз, обходящий здание кругом, выложен из двух рядов профилированных камней. Профиль верхнего ряда образован из прямого скоса и гуська, нижний (поддерживающий) ряд орнаментирован перемежающимися мотивами стилизованного виноградного листа и характерного для ранней готики завитка распускающихся листьев.

Общая конфигурация западного фасада собора в Амьене обусловлена тем, что высота сравнительно узкого трехнефного пространства значительно увеличена по сравнению с высотой сводов не только Парижского, но и Реймского собора. Основной объем фасада получает расчлененность и как бы уступчатое построение, искусно замаскированные путем перехода одних частей в другие. Разная высота и форма башен, не нарушая единства композиции фасада, усиливает его динамичность.

На фасаде Амьенского собора горизонтальные линии членения (карниз и другие мотивы) не перерезаны, как в Реймсе, но преобладает в нем все же вертикальная направленность.

Окно-роза диаметром 9 м поднято в самую верхнюю зону фасада и соответствует зоне сводов. Полоса парных окон второго яруса, которая воспринимается вместе с «галереей королей», соответствует полосе трифориев интерьера, сквозных в средней части.
В фасаде Амьенского собора наличествует сочетание двух принципов — строгой тектоничности и свободной живописности, приводящее к пластически ясному и живому образу.

Порталы Амьенского собора традиционны по расположению и тематике скульптур, поскольку средний портал посвящен теме «Страшного суда». Глубина порталов примерно такая же, как в Реймсе (около 5,5м).

В применении скульптурных украшений Амьенский собор не так богат, как Реймский, и уступает ему по качеству скульптуры. Особенно относится это к рельефам тимпана, усложненным по композиции и несколько манерным по выполнению.

Но и амьенские порталы обладают отдельными прекрасными статуями, в пропорциях и общей трактовке которых обнаруживается стремление к психологической выразительности и реализму. Такова в первую очередь фигура Марии в группе «Благовещения», в которой мастеру прекрасно удалось выразить душевную чистоту, наивность и красоту. Эта статуя находится в южном портале западного фасада, лучшем по скульптуре.

Своей величавой простотой, правильными пропорциями выделяется фигура Христа в центре среднего портала, получившая в народе название «прекрасного бога Амьена».

В портале южного крыла трансепта замечательны статуя Марии («Золоченая Дева») и расположенные над ней фигуры апостолов. Фигурам приданы естественные позы, они общаются между собой (Мария — с младенцем, апостолы — парными группами), живы, реалистичны и выполнены на высоком уровне мастерства.

Цокольная зона порталов украшена медальонами, в которых расположены рельефы со знаками зодиака, месяцев года и пр.

В Амьенском соборе, как и в предыдущих, широко были применены окна с витражами.

Амьенский собор, вместе с одновременно строившимся собором Реймса, представляет собой вершину готического искусства во Франции. Он оказал огромное влияние на мастеров готики и в других странах.