Романская архитектура Франции: церкви

1. Период исканий (980-1080 гг.)

2. Период расцвета (1080-1150 гг.)

3. Архитектура цистерцианцев

При всей сложности светского строительства, как фортификационного, так и жилищно-бытового и производственного, в недрах которого, вероятно, и возникли некогда исходные архитектурные формы и конструкции, общий прогресс архитектуры во Франции XI—XII вв., как и повсюду в то время, в основном осуществлялся через храмостроение. На неразвитом уровне общественного сознания раннего феодализма религия была не столько культом, сколько мировоззрением, и здание церкви оставалось ведущим типом общественных сооружений. В совокупности условий, обеспечивших к началу XI в.
относительную политическую стабилизацию, важное значение во Франции приобрел союз центростремительных сил с католической церковью, не только обеспечивавшей идеологическую санкцию слагавшимся феодальным отношениям, но и выступавшей в качестве могущественной экономической и политической силы. Однако в результате предшествующего развития феодализма, с одной стороны, и клюнийской реформы, с другой, в недрах церковной системы к XI в. произошли существенные сдвиги.

Двойственная природа епископата, совмещавшего духовное руководство епархиями с феодальным землевладением, с течением времени превратила большинство епископов в заурядных феодалов, олицетворявших центробежные силы феодализма, одинаково враждебные как монархической власти, так и независимому от епископа клюнийскому монашеству.

Неудивительно, что в таких условиях не епископы, как это было раньше, а монастыри стали пользоваться политической поддержкой и щедростью королевской власти и владетельных князей. Надписи, картулярии и другие архивные документы монастырей Бургундии, Оверни, Нормандии, Аквитании, Анжу чрезвычайно богаты сведениями о крупных денежных и земельных дарениях, обеспечивших монастырскому строительству быстрое развитие в XI в.

Прогрессивное развитие монастырской церкви как архитектурного типа было обусловлено ее важными общественными функциями. Ее пространственная структура оказалась подчиненной не столько особенностям монастырской литургии и замкнутому в себе строю монастырской жизни, сколько обслуживанию больших масс паломников и обеспечению необходимого идеологического воздействия на психику верующих как средствами объемно-пространственной композиции сооружения, так и тематикой его живописного и скульптурного убранства.

Централизованные в бенедиктинском ордене и целеустремленные поиски соответствующих объемно-пространственных построений в условиях применения сплошь каменных конструкций привели уже в 1080—1090-х годах к типологически законченному типу монастырской церкви, воплотившему все основные особенности прогрессивного направления романской архитектуры.
Дальнейшее развитие французской романики пошло уже под знаком более или менее отчетливо выраженного совершенствования созданных таким образом форм конструкций, в зависимости от тех местных школ, на которые в частностях композиции, конструкций и декора разделилась романская архитектура Франции к исходу XI в.