Романская архитектура Франции: монастырские дворы

Первые попытки рационально организовать застраиваемое пространство принадлежали монастырям (план Санкт-Галленского монастыря), хотя они и относились к организации собственно монастырского двора, его административных, жилых и хозяйственных построек, сгруппированных вокруг монастырского центра — клуатра.

Монастыри оказывали прямое воздействие и на градостроительную схему тех старых городов, на окраинах которых они нередко учреждались. Монахи стремились оставить одну сторону своих владений незастроенной, чтобы не терять связи с природой. Со временем такие монастыри оказывались включенными в систему городских укреплений. Оказавшись и черте города (в Париже это монастырь Тампль, Сен Мартен, конгрегация св. Женевьевы). монастырские владения своей планировочной схемой накладывали отпечаток на градостроительную сетку города в целом.

К кафедральным соборам н наиболее крупным городским церквам также тяготело множество зданий (общежития, хозяйственные здания, школы, больницы и др.). Массив построек, относившихся к собору Парижской богоматери, спускался до самых берегов Сены и включал в себя 37 различных зданий. Постройки, примы-авшие к собору в Оксерре, занимали половину города.

Обычно монастырь в XI—XII вв. имел два концентрических ограждения. В пределах внешней ограды помещались привратницкая, альмонарий (где раздавалась милостыня), странноприимный дом. Здесь же в хорошо продуманном порядке располагались основные хозяйственные помещения: конюшни, кузницы, мельницы, давильни, пекарни, мастерские, склады. Часто имелись собственные мастерские для выплавки металла. В отдалении помещалась больница, а по соседству с ней — поле, где разводились лекарственные растения. В Клюни сохранились пекарня и большой амбар, крытый сводами, с каменным желобом для засыпки зерна (рис. 5).

В пределах внутреннего ограждения, куда допускались только монахи, находились обязательные «уставные» постройки. Здесь планировочным и общественным центром служил клуатр — прямоугольная или квадратная площадка, окруженная с четырех сторон галереями, которые открывались во двор аркадами. В романскую эпоху применялись полуциркульные арки на сдвоенных колонках, иногда чередовавшихся с одиночными. Колоннада обязательно покоилась на цоколе. В середине каждой стороны имелся выход во дворик, в центре которого размещался фонтан или крест. В Италии, Сицилии, Испании бассейн для омовения или фонтан помещался не в центре дворика, а в одном из углов клуатра.

Галереи перекрывались деревом (на севере) либо сводами (цилиндрическими или крестовыми).

Обычно клуатр примыкал к церковному зданию с южной стороны (в монастырях) или с северной (при соборах) и сообщался с церковью через портал в соответствующем плече трансепта. С противоположной стороны к клуатру примыкала трапезная, восточной — зал капитула с дормнторием (обшей спальней) на втором этаже.

Другие монастырские помещения так или иначе примыкали к клуатру. Важнейшим из них был зал капитула, где при открытых дверях заседала администрация монастыря и происходили общие собрания братии. После церкви это было самое роскошное здание.
Здесь часто погребались аббаты. Другим важным помещением была ризница (сакристия), где хранились ценности и монастырская казна.

У входа в клуатр со стороны церкви находились хранилища рукописен («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, находясь в клуатре.

Вблизи клуатра располагалось помещение для переписки рукописей («скриптории»). На севере аркады клуатров иногда остеклялись.

Самые старые из сохранившихся клуатров датируются концом XI или началом XII в. Лучшие из них — на юге Франции, Италии и в Испании.

Столетняя война (XIII—XIV вв.) и религиозные войны XVI в. уничтожили много романских построек, и без того приходивших в упадок в силу неуклонной деградации монастырей с XIV в. Дальнейшие разрушения принес конец XVIII в., когда справедливая ярость народа невольно возложила на ранние памятники ответственность за преступления их поздних владельцев.

То, чего не успело уничтожить время. довершили буржуазные дельцы: Клюни было с коммерческой целью разрушено виноторговцами Макона. Особенно пострадали клуатры.

В крупных монастырях большое значение имели общие кухни. Самый красивый образец сохранился в Фонтевро (рис.6) — аббатстве, известном своей перекрытой куполами церковью. Это была сравнительно недолго просуществовавшая смешанная мужская и женская обитель. Кухня представляет собой центрическое (полигональное) здание, заключающее пять помещений  в виде ниш, снабженных дымоотводящим устройством. Помимо этого, ближе к центру - три вентиляционных шахты и ещё одна, особенно широкая, для вывода конденсата.
Сооружение относится к XII в., хотя в XIII в. в нем были произведены некоторые переделки.