Романская архитектура Франции: жилища

Невозможно разделить историю средневекового жилища на «романский» и «готический» периоды. Развитие шло крайне медленно, и сельские постройки XVI в. мало чем отличались от своих ранних прототипов. План и конструкция сельского дома складывались в различных районах средневековой Европы применительно к местной традиции, и здесь многообразие типов и форм и свойственный средневековью «дух местности» сказались с особой силой.

Наиболее древние из сохранившихся каменных жилищ Франции встречаются к югу от Луары (рис. 1). Еще недавно стоявший в Морване крестьянский дом XII в. представлял собой массивное сооружение, возведенное из больших гранитных блоков, с оставленными в кладке небольшими оконными проемами. Он вполне типичен. Низкий цокольный этаж служил погребом, складом, курятником. Дверь находилась на высоте 1—2 м от земли. Лестница и крыльцо— также каменные. На массивном стропильном перекрытии — кровля, покрытая сланцем или каменными плитами. В доме одно помещение, в котором жила семья. Характерно полное отсутствие орнамента.

Древняя строительная традиция Бургундии сказалась и на ее сельском строительстве.

Деревня Ружмон находилась в зависимости от соседнего большого аббатства, и тщательность, с какой выполнен здесь крестьянский дом XIII в., выдает влияние монастырской строительной культуры.

К северу от Луары сельские постройки возводились из дерева, причем рубленые конструкции в связи с систематической вырубкой лесов уже к XI в. стали заменяться фахверковыми на каменном цоколе. От этих построек ничего не сохранилось, но в Нормандии еще в 1830 г. стояли фахверковые дома, напоминавшие постройки Норвегии и Дании. Характерны богато украшенные коньки этих сравнительно высоких фахверковых зданий на каменном цоколе. В нижнем этаже помещалась большая жилая комната, освещенная со всех четырех сторон, с очагом в центре.

На востоке и в Вогезах сельские дома представляли собой рубленые конструкции, приспособленные к условиям частой непогоды и обильным снегопадам. Почти всегда в нижнем этаже три помещения — двое сеней и большой зал, освещенный с двух противоположных сторон. Здесь же очаг. На втором этаже — еще четыре комнаты. Кровля чаще всего черепичная. Цоколь выложен из массивных иррегулярных блоков песчаника на растворе.

В центральных районах, а также на севере бывшей Аквитании стойко держались кельтские традиции. Жилище крестьян этих районов было архаичным: над вырубленным в материке углублением складывалось напуском куполообразное возвышение из больших камней с отверстием посередине для вывода дыма. Единственный проем служил входом и окном этого примитивного сооружения.

Во Франции не осталось ни одного усадебного дома старше XV в. (рис. 2 и 3). Дома горожан, судя по описаниям источников и сохранившимся примерам, были очень просты. Планировка городского жилища, естественно, меньше зависела от местности, и различия в типах определялись больше материалом и конструкциями, чем планировкой помещений. К северу от Луары господствовал фахверк. К югу, где чаще встречались каменные дома, их конструкции повторяли систему, господствовавшую в зодчестве этого времени, — массивные стены и опоры, цилиндрические и крестовые своды для цокольных этажей, стропильное перекрытие для верхних. Кровли — черепичные либо сланцевые. Ограниченные размеры городских участков рано обусловили многоярусность жилищ. С XII в. широко применялись дома смешанного типа — с каменным нижним этажом и деревянным или фахверковым верхним.

Изменился принцип планировки галло-римского дома. При Меровингах женская половина жилища (гинекей) еще оставалась отделенной. Но в городах возобладал франкский уклад семейной жизни, сложившийся в суровых условиях Севера и хорошо отраженный в планировке сельского жилища романской эпохи: семья объединялась общим очагом, причем женщина была не только помощницей мужа в быту и в труде, но и хозяйкой дома.
В то же время жилище перестало быть замкнутым мирком, и внутренний двор, к которому раньше оно было обращено, окончательно потерял свое прежнее значение. В романскую эпоху дом уже обращен к улице города, он связан с его развивающейся общественной жизнью.

Нижний этаж жилища отводится под мастерскую или лавку, сообщающуюся через аркаду с улицей. Выше находится

жилое помещение владельца и его семьи: здесь же очаг. Если дом принадлежал знатному и богатому лицу, то вокруг центрального зала располагалось несколько небольших комнат. В этом случае непосредственно под стропильным перекрытием находился еще и третий ярус помещений — клетушки подмастерьев и прислуги. У бедных на каждом этаже было только по одному помещению.

Во Франции сохранилось несколько городских домов романского типа («Дом музыкантов» в Лионе, дома в Клюни, Гаре, Фижаке, Ла-Шез-Дьё и др.), в основном на юге. Эти хорошо известные и сильно реставрированные постройки по художественной трактовке некоторых деталей напоминают формы, слагавшиеся в церковной архитектуре.