Балдассаре Лонгена

Балдассаре Лонгена (1598, Венеция - 1682, Венеция) - сын и ученик каменщика с о. Лугано. Он учился затем у Скамоцци, участвовал в строительстве многих венецианских дворцов, а с 1640 г. руководил строительством Новых Прокураций. Его важнейшая работа - восьмигранная, увенчанная куполом церковь Санта Мариа делла Салуте, воздвигнутая у входа в Большой канал (1631-1682), дворцы Редзонико (с 1660) и Пезаро (после 1669) - все в Венеции.

Строительство указанной выше церкви, задуманное во время чумы 1630 г., было поручено Лонгене в результате архитектурного конкурса, объявленного Советом венецианской республики.

церковь Санта Мариа делла Салуте

церковь Санта Мариа делла Салуте

Градообразующее значение церкви, являющейся одним из неотъемлемых и наиболее характерных элементов городского пейзажа Венеции, не исчерпывается эффектностью местоположения и живописностью силуэта, она примечательна и своей архитектурой.

В основу композиции церкви положен правильный восьмигранник, окруженный обходом с нишами капелл и увенчанный куполом. Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св. Констанцы в Риме) и встречающийся в ряде средневековых сооружений, почти не применялся в XV-XVI вв. (наиболее близкий по плану памятник эпохи Возрождения - церковь Санта Мариа ди Канепанова в Павии (Браманте, с 1492 г.?) и получил у Лонгены новую типично барочную разработку.

Целостность внутреннего пространства церкви, особенно ясно воспринимаемая из центра церкви, искусно достигнута тем, что капеллы соответствуют пролетам основных подкупольных устоев, а формы арок, соединяющие эти устои, многократно повторяются в обходе, в обрамлении капелл, эдикулах и полуциркульных окнах. Глубинная ось по барочному развивается в анфиладу, образуемую алтарной частью и раскрывающимся позади нее хором.

В спроектированных Лонгеной дворцах Редзонико и Пезаро развиты черты, намеченные в сансовиновском палаццо Корнер делла Ка Гранде.