-rime' />

Барокко в Сицилии во второй половине 18 века

В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие. После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643-1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Здесь каждый, даже небольшой городок был украшен дворцами и отмечен монументальной барочной церковью, нередко совершенно своеобразной композиции.

При общем базиликальном плане церквей их фасады сплошь и рядом образованы выпуклой стеной, расчлененной многоярусными ордерами. Ритмическое, сужающееся кверху построение стен непосредственно переходило в венчающую фасад одиночную колокольню. Купол в этом случае получал второстепенную роль в силуэте и общем объемном построении, которое, по-видимому, было обусловлено расположением городов на горных склонах.

Отодвинутый от лицевой стены купол был бы не виден снизу, тогда как возвышающаяся прямо над ней колокольня неизменно главенствует и хорошо видна прихожанам, поднимающимся к церкви по узким улицам-лестницам.

Эти типичные для Сицилии церковные композиции получили распространение в самом начале XVIII в., уже после землетрясения в 1693 г., разрушившего города восточных районов и побережья.

Наиболее ярким примером являются церковь Сан Джорджо в Модике, базилика Сан Джордже и церковь Сан Джованни в Рагузе - все построенные Р. Гальярди, одним из наиболее талантливых сицилийских архитекторов 1-й половины XVIII в., который отстраивал Рагузу после землетрясения.

Джованни Баттиста Ваккарини (1702-1768), получивший образование в Риме, пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIII в. Его произведения сосредоточены в Катанье - портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г.

Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741 г.), церковь св. Агаты, двор монастыря Иезуитов.

При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом. Оригинален устроенный мастером перед собором фонтан, посреди большой круглой чаши которого на высоком постаменте поставлен большой античный слон, выполненный из черной вулканической лавы, и несущий на своей спине обелиск.