-kvirinale' />

Лоренцо Бернини

Лоренцо Бернини по многогранности дарований и неистощимой творческой энергии может быть поставлен в ряд с таким титаном эпохи Возрождения, как Микеланджело. Начав свою деятельность как скульптор, он скоро с успехом испробовал свои силы и в живописи, и в зодчестве, очень быстро достигнув широкой общеевропейской известности.

Отмеченный всевозможными почестями, Бернини занял такое высокое положение в римском обществе, какое до того было недоступно для представителя искусства. Неустанно работая над выполнением множества заказов, за которые получал баснословные, даже по тем временам, гонорары, Бернини вел блестящую светскую жизнь вельможи, вполне соответствовавшую его общительному, живому характеру. Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г.) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями.

Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе. В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625).

В 1628 г. назначен главным архитектором собора св. Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий. Важнейшая градостроительная работа — площадь св. Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663).

Прочие архитектурные работы в Риме, участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна); дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки; фасад коллегии Пропаганда Фиде; отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658); скала Реджа в Ватикане (1666); церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658).

Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис. отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др.

Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670).

В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен). Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664).

Свою серьезную архитектуру К. Мадерны на строительстве палаццо Барберини. Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада. Формы трехъярусной ордерной аркады исполнены серьезности, как и ее древнеримские и ренессансные прототипы.

Одновременно им был выполнен выходящий на площадь ди Спанья фасад палаццо ди Пропаганда Фиде (с 1627) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания.

Дворцовая архитектура — не та область, в которой с наибольшей яркостью про//т/н/ем не менее ему принадлежит в Монтечиторио и Киджи-Одескильки.

С 1624 г. начинаетс/istroika.ru/raboty-bernini-v-sobore-sv-petra" target="_blank">деятельность Бернини в соборе св. Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь.

Созданная Бернини площадь св. Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства.

Скала Реджа (1663—1666) — последняя постройка Бернини, связанная с комплексом собора св. Петра и Ватикана. По сути дела, это торжественный вход в парадные помещения и святыни папской резиденции.

Бернини построил три церкви. Характерно, что все они — центрические купольные сооружения.

Церковь в Кастельгандольфо крестообразная, равноконечная в плане (освящена в 1661 г.) в своей объемной композиции очень близка церкви Санта Мариа делле Карчери в Прато. Это ренессансное по композиции и духу сооружение с барочным высоким куполом.

Церковь в Аричча представляет в плане круг, окруженный капеллами. Весь цилиндрический объем, как в Пантеоне, замкнут большим куполом. К цилиндру приставлен арочный портик. По замыслу архитектора объем вписан в очень тесный двор, причем здания охватывают церковь с трех сторон, оставляя открытой только сторону портика.

Церковь в Аричча является прототипом наиболее за/ия Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г.