Церковь Сент Шапель

Церковь Сент Шапель на острове Ситэ в Париже - это небольшое (31 X 10,7 м) здание построено в 1243—1248 гг. в качестве дворцовой капеллы и для хранения особо почитаемых реликвий.

Как большинство дворцовых и епископских капелл, она выстроена в два этажа, из которых нижний предназначался для обслуживавшего двор персонала, а верхний, сообщавшийся с дворцовыми помещениями, — для короля и его семьи.

Небольшая высота нижней капеллы (6,6 м) не позволила оставить пространство зала единым: для сводчатого перекрытия с достаточной стрелой подъема арок понадобился ряд внутренних опор, из-за чего пролет центрального нефа был сужен и вокруг него образовалась узкая галерея со сводами одинаковой с нефом высоты (для освещения).

Под сводами галереи были возведены особые, имеющие вид аркбутанов, устройства, перекинутые через галерею и передающие распор главного свода на наружные контрфорсы. Этот прием сделал нижний этаж хорошо связанным и прочным основанием для верхней капеллы, представляющей собой высокий (20,5 м) однонефный зал, перекрытый нервюрным сводом стрельчатого очертания. Четыре травеи, из которых состоит зал, образуют свободное, со всех сторон освещенное пространство. Промежутки между опорами целиком заполнены высокими (около 15,3X4,65 м) парными окнами с шестилепестковой розой наверху.

Только в нижней части верхней капеллы сохранена полоса стены, но и она значительно облегчена декоративным арочным мотивом Опоры сводов состоят из высоких служебных колонн (две тонкие по бокам основной), к которым непосредственно примыкают колонки окон.

Полихромия играет важнейшую роль в декоративном убранстве интерьера, где сочетаются скульптура и живопись, приглушенный блеск мозаик и прозрачный рисунок великолепных витражей. Внешний вид капеллы прост. Оконные проемы чередуются с уступчатыми контрфорсами, украшенными фиалами. Над серединой двускатной крыши возвышается небольшая башенка-колокольня с высоким шпилем (реставрирована в XIX в. по старым изображениям).

Верхний этаж западного фасада целиком занимает огромная красивая роза, построенная уже в стиле поздней готики в XV в. . В этом небольшом памятнике, однозальная система которого дала возможность облегчить конструктивный остов, изящество готики доведено до высшего предела.