Церкви Трансильвании

В области культовой архитектуры в рассматриваемую эпоху следует отметить романские церкви, строившиеся объединениями колонистов-саксов из одного камня или из камня с кирпичом, в формах, характерных для местных школ германских земель, Австрии или Венгрии.

Основным типом была трехнефная базилика с нефами, которые разделялись аркадами, опиравшимися на отрезки стен или на столбы; западный фасад со входом дополнялся одной или двумя башнями. Примерами могут служить евангелическая церковь в Герине, Клужской области или построенная из необработанного камня церковь в Чиснэдиоара с красивым порталом на западном фасаде.

Наиболее значительная романская постройка в Трансильвании — собор св. Михаила в городе Альба-Юлия. Начатый постройкой вскоре после татарского нашествия 1241 г., когда была сооружена его центральная часть, собор был закончен к концу XIII в. под руководством французского мастера Жана из Сан Дьё в Вогезах.

Задуманный и осуществленный в формах поздней романской архитектуры, собор в Альба-Юлия впитал в себя во время постройки много готических элементов. Существовали также и ранние православные церкви трансильванских румын, сохранивших религию своих предков.

В течение XIV и XV вв. во всех значительных городах Трансильвании — Сибиу, Себеше, Клуже, Брашове, Сигишоаре, Медиаше, Бистрице — с большим трудом и значительными материальными затратами строились крупные приходские церкви. Построенные при сотрудничестве местных и иностранных мастеров, трансильванские церкви рассматриваемой эпохи относятся к готической архитектуре, но сохраняют при этом толстые стены, свойственные романским постройкам, и не имеют ни резко выраженного вертикализма, ни внешних контрфорсов с аркбутанами.

Характерный пример местной интерпретации типа трехнефной базилики с трансептом представляет собой приходская евангелическая церковь в Сибиу, постройка которой продолжалась с 1350 г. до начала XVI в.

Трансильванская готическая школа отдавала предпочтение типу зальной церкви. Такова построенная между 1370 и 1400 гг.
церковь города Себеш, сохранившая от старой романской постройки средний неф и башню и обладающая удачными внутренними пропорциями, красивыми формами и декоративным убранством. Таковы же церковь св. Михаила в Клуже, начатая постройкой около 1350 г. и законченная уже во второй половине XV в., церковь «на холме» в Сигишоаре (XIV—XV вв.) и самая большая из всех — «Черная церковь» в Брашове, с очень развитым трехнефным алтарем, двумя массивными башнями на западном фасаде, из которых была закончена только одна, и тремя равными по высоте нефами, построенная между 1385 и 1477 гг..

Если католические церкви этого времени были многочисленны и значительны по архитектуре, то православные румынские церкви строились, как и раньше, из дерева и лишь при благоприятной политической обстановке из камня. Примеры последних — церкви в селах Крисчиор (около 1400 г.) и Рибица (1417 г.), построенные местными румынскими боярами и сохраняющие композицию и формы построек предшествующего времени.

В других — формы и элементы, характерные для Валахии или Молдавии, сочетаются с трансильванскими, что можно видеть в церкви св. Николая-Скей в г. Брашове (около 1475 г.), в церкви в Феляке Клужской области, построенной в конце XV в. Стефаном Великим, и в церкви села Вад Клужской области, начала XVI в.

Архитектура Трансильвании развивалась в сложных условиях, которые наложили своеобразный отпечаток на ее сооружения, несущие на себе следы многих перекрещивающихся влияний.