Джакомо делла Порта

Джакомо делла Порта - один из первых архитекторов, в творчестве которых заметно проявляются черты  стиля барокко.

Джакомо делла Порта (около 1540-1602, Рим) - римский архитектор, ученик Виньолы, был в Генуе с 1565 по 1570 г.

К числу важнейших работ в Риме относится окончание после Микеланджело Капитолия (до 1594), палаццо Фарнезе (садовая лоджия), купола собора св. Петра (с 1588) и двор Университета (1602); после Виньолы он заканчивал церковь Иль Джезу (фасад и купол, 1575).

Построил фасад церкви Сан Луиджи деи Франчези; церкви Сант Анастасио деи Гречи, Мадонны деи Монти и др.; дворцы Матгеи (начат Мадерна), Крешенци, Киджи на площади Колонна; фонтаны - делле Тартаруге и др.

Во Фраскати им построена вилла Альдобрандини (дворец, нимфеи, каскады, 1604). В Генуе делла Порта участвовал вместе с арх. Скортиконе в перестройке церкви св. Аннунциаты.

После смерти Микеланджело делла Порта работал вместе с Виньолой на строительстве собора св. Петра.

Именно им был закончен барабан и возведен задуманный Микеланджело купол (1588-1590), очертания которого были, однако, несколько повышены по сравнению с проектом. Это изменение сделало величественный купол еще более значительным. Главенство его над городом стало несомненным.

Характерны изменения, внесенные делла Порта в фасад церкви Иль Джезу (начата всего 7 лет назад).

При завершении фасада (1575) мастер решительно соединил в пары расчленяющие плоскость пилястры, ввел раскреповки антаблемента во всей средней части, отвечающей среднему нефу, усилил пятно входа, замкнув его вторым (криволинейным) фронтоном, и сделал более сочным и вычурным рисунок волют. Все это в целом придало архитектуре фасада большую насыщенность и напряженность.

Самостоятельная постройка Джакомо делла Порта - церковь Санта Мариа аи Монти в Риме; она повторяет в уменьшенном масштабе и более скромных формах фасад Иль Джезу.

Здесь нет ни сдвоенных пилястр, ни раскреповок, но двухъярусная ордерная схема с волютами, образующими переход от среднего к боковым нефам (в данном случае они ритмически повторяются на боковом фасаде), полностью сохраняется.

Еще одно сооружение, возможно, начатое Микеланджело, было осуществлено Дж. делла Порта - это здание Университета или палаццо делла Сапиенца в Риме.

Построенное делла Порта палаццо Киджи значительно менее выразительно, чем другие современные ему дворцы. Гладко оштукатуренное поле стены обрамлено по углам выпуклым рустом.

Горизонтальные тяги отсекают нижний и верхний этажи, оставляя нерасчлененной большую плоскость второго (главного) и третьего (служебного) этажей. Окна парадных помещений подчеркнуты фронтонами. Следует отметить совершенно новую черту - сложное ритмическое распределение окон, расположенных более часто в средней части фасада.

Наиболее интересным по замыслу произведением мастера является вилла Альдобрандини во Фраскати.

Джакомо делла Порта - один из первых архитекторов, в творчестве которых заметно проявляются

черты нового стиля.

Джакомо делла Порта (около 1540-1602, Рим) - римский архитектор, ученик Виньолы, был в Генуе

с 1565 по 1570 г К числу важнейших работ в Риме относится окончание после Микеланджело

Капитолия (до 1594), палаццо Фарнезе (садовая лоджия), купола собора св. Петра (с 1588) и

двор Университета (1602); после Виньолы он заканчивал церковь Иль Джезу (фасад и купол,

1575). Построил фасад церкви Сан Луиджи деи Франчези; церкви Сант Анастасио деи Гречи,

Мадонны деи Монти и др.; дворцы Матгеи (начат Мадерна), Крешенци, Киджи на площади Колонна;

фонтаны - делле Тартаруге и др. Во Фраскати им построена вилла Аль-добранлини (дворец,

нимфеи, каскады, 1604). В Генуе делла Порта участвовал вместе с арх. Скортиконе в

перестройке церкви св. Аннунциаты.

После смерти Микеланджело делла Порта работал вместе с Виньолой на строительстве собора св.

Петра. Именно им был закончен барабан и возведен задуманный Микеланджело купол (1588-1590),

очертания которого были, однако, не сколько повышены по сравнению с проектом. Это изменение

сделало величественный купол еще более значительным. Главенство его над городом стало

несомненным.

Характерны изменения, внесенные делла Порта в фасад церкви Иль Джезу (начата всего 7 лет

назад). При завершении фасада (1575)) мастер решительно соединил в пары расчленяющие

плоскость пилястры, ввел раскреповки антаблемента во всей средней части, отвечающей среднему

нефу, усилил пятно входа, замкнув его вторым (криволинейным) фронтоном, и сделал более

сочным и вычурным рисунок волют. Все это в целом придало архитектуре фасада большую

насыщенность и напряженность.

Самостоятельная постройка Джакомо делла Порта - церковь Санта Мариа аи Монти в Риме; она

повторяет в уменьшенном масштабе и более скромных формах фасад Иль Джезу. Здесь нет ни

сдвоенных пилястр, ни раскреповок, но двухъярусная ордерная схема с волютами, образующими

переход от среднего к боковым нефам (в данном случае они ритмически повторяются на боковом

фасаде), полностью сохраняется.

Еще одно сооружение, возможно, начатое Микеланджело, было осуществлено Дж. делла Порта - это

здание Университета или палаццо делла Сапиенца в Риме. Композиция этого общественного здания

восходит к композиции частных городских дворцов, помещения которых располагаются по сторонам

замкнутого двора. В данном случае центральный двор сильно вытянут, с боков его строятся две

анфилады помещений.

Главный вход ведет в лоджию, расположенную с торцовой стороны участка, и вся композиция

развита в глубину. Двор окружен двумя ярусами глубоких лоджий, раскрытых ордерными аркадами

Однако спокойный, уравновешенный облик его в дальнейшем был значительно изменен, и вся

композиция получила остроту и напряженность, когда в торце двора, напротив главного входа,

Борромини построил церковь Сант Иво одно из наиболее ярких произведений развитого барокко

(см. ниже).

Построенное делла Порта палаццо Киджи значительно менее выразительно, чем другие современные

ему дворцы. Гладко оштукатуренное поле стены обрамлено по углам выпуклым рустом.

Горизонтальные тяги отсекают нижний и верхний этажи, оставляя нерасчлененной большую

плоскость второго (главного) и третьего (служебного) этажей. Окна парадных помещений

подчеркнуты фронтонами. Следует отметить совершенно новую черту - сложное ритмическое

распределение окон, расположенных более часто в средней части фасада.

Наиболее интересным по замыслу произведением мастера является вилла Альдобрандини во

Фраскати. Здание виллы построено посередине спускающегося по склону участка. Этот видовой

павильон с несколько суховатым фасадом обогащен центральной надстройкой и огромным

разорванным фронтоном. Он хорошо связан с расположенными на разных уровнях террасами при

помощи встроенных в подпорные стены гротов, широких и пологих полукруглых лестниц-пандусов,

спускающихся к парадным воротам.

Но самые интересные и богатые части строго симметричной осевой композиции скрыты позади

здания виллы. К нему с самого верха густо засаженного участка спускаются водяные каскады.

Перемежаясь с уступами террас, они устремляются к нимфею, великолепным полукругом

замыкающему террасу у здания. Лучшая точка зрения на каскады из лоджии, устроенной на самом

верху виллы, откуда владелец - кардинал Пьетро Альдобрандини - мог охватить взглядом всю

композицию.