Доменико Фонтана

Доменико Фонтана - современник Джакомо делла Порта, разносторонне образованный архитектор, градостроитель и выдающийся инженер. Два десятилетия его деятельности в Риме были посвящены главным образом градостроительным работам.

Доменико Фонтана (1543 г., Мелидо на оз. Лугано- 1607, Неаполь) приехал в Рим примерно в двадцатилетнем возрасте. Работал с делла Порта над строительством купола собора св. Петра (окончен в 1590), с Ф. Понцио начал строительство Квиринала.

Будучи придворным архитектором папы, Д. Фонтана в период понтификата Сикста V (1585-1590) разработал генеральный план Рима, осуществил крупные реконструкции города, построил капеллу дель Сакраменто (Систина) в церкви Санта Мариа Маджоре, Латеранский дворец (около 1589) с парадной лестницей - Скала Санта.

Важнейшие работы - прокладка улицы Феличе, установка обелисков на площади св. Петра (1586) и др.

После смерти Сикста V впал в немилость и переехал в Неаполь (1590), где стал придворным архитектором вице-короля. В Неаполе построил палаццо Реале, пробил улицу Кьяйя.

Пробив улицу Феличе (теперь она носит на отдельных участках разные названия: виа Систина, Куаттро Фонтане, Депретис и далее виа Карло Альберто и т. д.), идущую от Санта Тринита деи Монти к базиликам Санта Мариа Маджоре и далее к Санта Кроче ин Джерусалемме, он установил обелиски-ориентиры у этих двух раннехристианских базилик. Он же поставил обелиски у Латерана (1588), на площадях дель Пополо (1589) и у собора св. Петра (1586).

Таким образом оказались закрепленными геометрически и художественно пункты, ставшие центрами последующих композиционных построении, а новые, более широкие улицы явились составными элементами уличной сети в центральной части современного Рима.

Установка обелисков, особенно обелиска Калигулы, стоявшего ранее посередине цирка Нерона и перенесенного к собору св. Петра, представляла большие трудности и свидетельствует о прекрасном овладении Д. Фонтана современной ему техникой и о его выдающейся инженерной смелости.

Архитектурные работы Д. Фонтана менее значительны. Правда, о его первой работе, сделанной вместе с Фламинио Понцио - строительство Квиринала - и о вилле Монтальто, построенной для будущего папы Сикста V на Эсквалине и не сохранившейся, судить нельзя.

Но крестовокупольная капелла дель Сакраменто, строившаяся как усыпальница Сикста V и богато отделанная мрамором, суховата.

А Латеранский дворец (1589), пристроенный к одноименной базилике и заменивший более раннюю постройку, вообще указывает на отсутствие самостоятельного художественного лица. Фасад дворца является подражанием палаццо Фарнезе, но не имеет ни его внутренней напряженности, ни его сочности.

Последняя работа Фонтана - палаццо Реале в Неаполе - грандиозное, но однообразное в своей протяженности сооружение. Длинный (138 м) трехъярусный ордерный фасад, не имея должной расчлененности, кажется однообразным. Ритм более сильных проемов и порталов в первом этаже лишь в небольшой мере улучшает положение.