Дворцовая архитектура барокко

В дворцовой архитектуре статическая композиция, собранная вокруг центрального двора, и ясный, спокойный объем сооружения с принципиально равнозначными фасадами уступают место более сложным, насыщенным динамикой построениям, развивающимся преимущественно по глубинной оси от ярко выделенного на главном фасаде портала (позднее — от расположенного перед зданием курдонера), через парадный вестибюль с роскошными раскрытыми лестницами к просматривающимся анфиладам помещений.

За вестибюлем следовал большой зал или двор с портиками на массивных пилонах или аркадах, которые, в свою очередь, раскрывались в эффектный сад (палаццо Боргезе в Риме).

Характерная черта интерьеров — их взаимная связь и роскошная отделка. Разнообразнейшие цветные мраморы,  мозаика и позолоченная лепнина, скульптурный декор, в котором формы живой природы сочетаются с архитектурными, и, наконец, живопись, покрывающая стены, своды, потолки и раздвигающая их границы благодаря изощреннейшим перспективным построениям и иллюзорным эффектам, — все это непременные аксессуары парадных дворцовых помещений. Интересно отметить, что даже помещения ранее построенных дворцов отделываются в новых формах (например, залы палаццо Питти во Флоренции, расписанные Кортоной).

Для дворцовых фасадов характерно выделение центральной оси и импозантного главного входа, для чего применяются развитые порталы, балконы, симметричные ризалиты по бокам объема. Для усиления цельности фасада и объемной выразительности первый этаж все чаще трактуется как цоколь, а верхние этажи объединяются пилястрами. Постепенно входят в употребление большой ордер пилястр или лизены, также подчеркивающие массу здания и связывающие его этажи. Часто применяются тяжелые аттики. Так создаются новые ритмы, членящие здание по высоте: теперь ими характеризуется не рост и не облегчение здания кверху; задача таких ритмов — придать барочным дворцам более массивный, тяжеловесный характер.

Но композиция фасадов теперь строится не столько на деликатной расчлененности плоскостей, сколько на усиленной пластике поверхностей. Фасады изламываются или искривляются (палаццо Монтечиторио в Риме, Кариньяно в Турине). При помощи боковых выступов перед дворцами образуются дворы, впервые приобретающие значение курдонеров (палаццо Барберини в Риме). В загородных ансамблях, среди природы, курдонер превращается в сложную систему дворов, разнообразных по композиции (замок Ступиниджи под Турином). Стремление к усложнению композиции отразилось и на зданиях общественного назначения (университет в Генуе, палаццо ди Пропаганда Фиде в Риме).