Филиппо Ювара
Филиппо Ювара (1678, Мессина - 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана. Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался сценографией. Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии.
Был в Лиссабоне (1719-1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца.
Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715-1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие. Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо.
Ф. Ювара - мастер больших композиции, сооружений крупного масштаба. Им создана базилика Суперга близ Турина (1715). Это центрическое купольное здание, к которому примыкает сильно выступающий и поднятый на подиуме портик, поставлено на холме, высоко над долиной, в которой лежит город.
Значительн///arhistroika.ru/zamok-stupenidzhi" target="_blank">замок Ступиниджи (с 1729).
В самом центре Турина, на площади Кастелло, Ювара пристроил к многократно трансформированному средневековому замку (включавшему остатки древнеримских декуманских ворот) новый корпус, состоящий по сути дела из великолепного вестибюля с двумя широкими лестницами по сторонам (1718). Эта часть комплекса с тяжеловесным фасадом получила название палаццо Мадама.
Здесь ярко проявился наметившийся уже в начале эпохи интерес к лестнице как важному элементу динамической пространственной композиции (ср. палаццо дель Университа в Генуе, 1636, Б. Бьянко).
Работы Ювара сделали его настолько знаменитым, что его неоднократно приглашали строить за пределы Италии. Для Лиссабона он разработал проект собора и замка, последние годы жизни провел в Мадриде, где выполнял проект королевского дворца.