Франция: зрелая готика (13-14 вв.)

Период зрелости готики во Франции разделяется на два этапа, которые довольно точно обозначаются XIII и XIV вв. XIII в. — время наивысшего подъема, век создания зрелых произведений. XIV в. - период достроек и нарастания декоративных тенденций.
XIII в. во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX «Святом» (1226—1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.

Общий подъем в хозяйственно-политической и культурной жизни страны создал ряд благоприятных предпосылок и для расцвета архитектуры. К этому времени относится создание трех основных произведений зрелой готики во Франции — соборов Шартра, Реймса и Амьена, в которых в концентрированном виде выражены все лучшие достижения ранней и зрелой готики.

История всех важнейших памятников французской готики, за исключением очень немногих (как, например, собора Парижской богоматери), начинается с пожара предшествующего, романского здания. Примером этому служит знаменитый собор в Шартре.

Наиболее ярким памятником зрелого периода французской готики является собор в Реймсе, «благороднейший из всех соборов Франции», как о нем сказано в одном из документов Карла VIII, традиционное (с 1179 г.) место коронации французских королей.

Амьенский собор, третий из замечательных памятников зрелого периода готики построен на месте сожженного в 1218 г. молнией старого здания.

Стремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении высоты нефов привело к ряду строительных неудач в большом по размерам соборе в Бовэ, сооружение которого явилось кульминационным пунктом в развитии смелой конструктивной системы.

В XIII в. во Франции было создано чрезвычайно много готических сооружении, строительство которых особенно широко развернулось в северных и северо-западных провинциях. К их числу относится собор в Бурже — после Амьена, Реймса и Шартра самый большой из французских соборов.

Собор в Ле Мане в отношении системы интерьера построен по тому же принципу, что и собор в Бурже. Его хор относится к первой половине XIII в. (1217—1254 гг.). Повышение пяты продольных арок привело здесь к уничтожению не только галерей, но и трифориев. Значительно увеличены верхние окна, что придает пространству большую открытость. Трансепт и нефы собора достраивались в XIV и XV вв. Небольшая часть трансепта (узкий фасад с высоким фронтоном между мощными контрфорсами), западный фасад и главный неф сохранились от первоначальной романской постройки XI—XII вв.

По системе нефов нечто среднее между типами Ланского и Буржского соборов представляет собой собор в Суассоне.

Особое место среди памятников XIII в. занимает церковь Сент Шапель на острове Ситэ, расположенная среди строений Дворца Правосудия, первой королевской резиденции в Париже.

Помимо обычного типа плана, встречается ряд памятников XIII в. с трансептом, непосредственно примыкающим к апсиде. Таковы собор в Туле, церковь Сен Женгу там же, соборы в Шалон-сюр-Марн, в Дижоне и др. В этом продолжающем романские традиции типе зодчие и эпоху зрелой («лучистой») готики отказались даже от радиального расположения венца капелл.

В Тульском соборе нет н трифориев. Высокие столбы здесь лишены капителей, и на уровне пяты арки отмечены лишь декоративным венцом. В нефе (построенном уже в XIV в.) горизонтальные членения совершенно отсутствуют, а профилировка максимально упрощена. Таким образом, при сохранении романского типа плана здесь одновременно выступает тенденция к гипертрофии вертикальных элементов и к сведению их к упрощенным линиям — тенденция, характерная для поздней готики.

Одной из наиболее крупных построек зрелого периода готики был Руанский собор, равный по величине Амьенскому и Реймскому соборам.

* * *

Южные и юго-западные области Франции дольше всех сопротивлялись объединительным тенденциям королевской власти, сохраняя свою самостоятельность. Быт, язык, народные обычаи, еретические особенности понимания христианской религии — все это отражало социально-политическую оппозиционность Юга. Естественно, что это нашло свое отражение и в архитектуре. Здесь продолжали жить античные воспоминания и крепко держались романские традиции: массивным конструкциям отдавалось предпочтение перед каркасными. Еще в романскую эпоху области Прованса, Аквитании, Лангедока выработали свой, отличный от базиликального типа, вариант культовых зданий.

Однозальная церковь без трансепта, в которой при перекрытии сводами на подпружных арках появились контрфорсы, в эпоху готики получила здесь дальнейшее развитие и довольно широкое распространение. Большую роль при этом играл и тот факт, что сохранение монолитной стены увеличивало оборонное значение здания, которое на Юге сохранило свой крепостной характер и отчасти функции крепости даже тогда, когда на Севере церковь-крепость была заменена хрупкой готической конструкцией.

Наиболее характерной и значительной из построек этого типа является собор в Альби, начатый в 1282 г. и законченный в 1390 г. (башня завершена в 1485 г.).

Широко распространенный в Каталонии в ХIII—XIV вв. тип однонефных и трехнефных церквей с внутренними контрфорсами и капеллами между ними (соборы в Барселоне, Жероне и др.) представлен рядом церквей и на юге Франции (церковь Корделье в Тулузе, Сен Венсен в Каркассоке, Сен Пьер в Муассаке и др.

К сравнительно редкому типу двухнефной церкви относится церковь Якобинцев в Тулузе (XIII в. — начало XIV в.).

Чрезвычайно эффектный вариант трехнефной зальной церкви, получивший распространение в Германии, представляет собой собор в Пуатье (1166—1271 гг.). Это — зал длиной в 90 м и высотой в 27 м, с двумя боковыми капеллами на месте трансепта. Семь пар мощных цилиндрических столбов, окруженных служебными колоннами, поддерживают простые четырехчастные крестовые своды. Их высота и среднем и боковых нефах почти одинакова, благодаря чему внутреннее пространство собора ощущается единым. Высоко поднятые большие окна заливают собор светом.