Французская готика: замки и дворцы

Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели наряду с городскими укреплениями (ранними примерами их служат Эг-Морт и Каркассон) большие королевские замки, строительство которых было в начале XIII в. интенсивно развито Филиппом II Августом. В стороне от этой линии развития стоит широко известный замок Куси, представляющий собой яркий образец феодального замка.

Крупнейшим сеньориальным замком, построенным при Людовике IX, был замок Нажак в Руэрге (1253 г.), расположенный на вершине холма.

Постепенно французский замок меняет свой характер, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превращается в парадный загородный замок. Этот переход яснее всего прослеживается на королевских замках XIV в.

Лувр построенный Филиппом Августом в начале XIII в. и достроенный в XIV в. (не сохранился), представлял собой не что иное как донжон, окруженный рвом и защищенный стеной. Он служил одновременно и форпостом для города, и крепостью, защищавшей короля от самого города, и увеселительным (охотничьим) замком. Лувр занимал почти квадратное в плане пространство с большим цилиндрическим донжоном по середине.

При Карле V архитектор короля Раймон дю Тампль превратил Лувр в комфортабельный и пышный дворец.

Жилые и хозяйственные здания, окружавшие двор, уже утратили крепостной характер: они соединились наружными лестницами и имели сравнительно большие окна. Длинные залы с широкими каминами, вымощенные покрытыми эмалью плитками, имели потолки с открытыми расписными балками и были украшены фресками. Королевские апартаменты включали парадную комнату, спальню, ванную и часовню. В донжоне была размещена библиотека.

Существовавший в Венсене донжон Карл V также превратил в королевскую резиденцию. В первом этаже разместились кухни, а во втором — жилое помещение: зал с камином, перекрытый стрельчатыми сводами, опирающимися на тонко обработанный столб. Стены были завешаны коврами, парадная лестница вела на верхний этаж.

Замок Пьерфон (1390—1420 гг.) близ Компьена представляет собой комфортабельную резиденцию. Ее защитой служат лишь высота и прочность стен, не имеющих никаких специальных оборонительных устройств. В трактовке угловых башен замка уже намечается стремление к изяществу.

Во Франции множество замков знати было разрушено в результате борьбы короля с местными феодалами. Большинство дошедших до нас замков позднее было перерестроено и реставрировано.

Прекрасный образец укрепленной резиденции, типа перереходного от замкового строительства к дворцовому, представляет собой комплекс папского дворца в Авиньоне, защищенного стенами и высокими башнями. Ансамбль был построен в период "Авиньонского пленения" пап, в основном в 1334-1352 гг. Он объединяет в себе элементы крепости (мощный, четырехугольный в плане донжон с зубцами и машикули) и дворца (большие залы для конклава, трибунал, и т. д.), а также капеллы, украшенные живописью, которая (особенно в одной из башен, где изображены сцены охоты купанья рыбной ловли) поражает гармоничностью красок, светским характером и свободой выражения.

Королевский дворец в Париже был построен в XIV в. в восточной части острова Ситэ, по соседству с Сент Шапелль. Позднее он был перестроен в Дворец правосудия и до нас не дошел.

В XIV в. (1368— 1382 гг.) в Париже была построена ставшая знаменитою Бастилия с ее 8 башнями вокруг узкого двора.

В эпоху готики было построено немало дворцов духовной и светской знати (дворцы епископов в Париже, Лане, Бовэ, Реймсе, Мо, дворец герцогов Лотарингских в Нанси и др.), обычно двухэтажных, с большим залом во втором этаже. Но они часто перестраивались и потеряли свой первоначальный облик.

Один из наиболее сохранившихся дворцов — епископский дворец в Сансе (середина XIII в.). В нем доминирует высокий второй этаж, где стена почти целиком заменена большими арочными проемами между контрфорсами. Проемы заполнены парными окнами, объединенными вверху большой розой. Любопытно, что над столь сильно облегченной конструкцией фасада поверх венчающего карниза зодчий выстроил крепкий зубчатый парапет, а угловым контрфорсам придал форму, напоминающую крепостные башни.

В Большом зале герцогского дворца в Пуатье (XII — конец XIV в.) тонкие позднеготические архитектурные детали торцовой стены с камином сочетаются с простыми каменными стенами и открытыми внутрь стропилами перекрытия.

Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики — Дворец правосудия в Руане.