Городские скульптуры эпохи барокко в Италии

Барочные фонтаны поражают богатством пластики. Архитектурные формы в них служат фоном для скульптуры и богатейшей игры водяных струй. Но скульптура и сама по себе служит украшением города.

В Риме восстановленный еще в эпоху Ренессанса античный мост напротив замка св. Ангела был украшен многочисленными статуями Бернини: перед церковью Санта Мариа сопра Минерва этот же плодовитый мастер возвел монумент, представляющий собой обелиск, водруженный на спину слона.

В Падуе на площади Прато делла Валле в XVIII в.. был создан очаровательный зеленый остров-роща овальной формы, обрамленный каналом и двумя рядами статуй, отражающихся в глади водного зеркала.

Скульптура, украшавшая город, изображала не только мифологические персонажи и животных. Властители многочисленных: итальянских государств стремились увековечить свою персону, и площади многих городов с конца XVI в. стали отмечаться разными монументами.

Во Флоренции, в центре площади св. Аннунциаты, появился конный памятник Фердинанду I, а на площади Синьории - конная скульптура Козимо I Медичи (1594, обе Дж. Болоньи).

В Ливорно, входившем в герцогство Тосканское, так называемый фонтан Четырех мавров был увенчан скульптурой Фердинанда I (Дж. Бандини, 1595). В Палермо, напротив нормандского дворца, достраивавшегося в XVI—XVII вв., был поставлен памятник Филиппу V Бурбонскому (короновался как король обеих Сицилии в 1735 г.).