Готические церкви Польши

Готические церкви Польши

Своего полного развития готика в Польше достигла только в XIV в.

Замечателен кафедральный костел на Вавеле в Кракове (1320—1364 гг.).

Готическая архитектура отличалась в Польше значительным своеобразием. Конструкции польских сооружений принципиально отличались от западноевропейских. Так, костел на Вавеле, несмотря на значительный пролет (около 10 м) и высоту среднего нефа, не имел аркбутанов. Аркбутаны вообще почти не использовались в польской архитектуре.

Для восприятия распора сводов в Польше применялась оригинальная «контрфорсно-колонная» система. Основы этой конструкции наметились еще в постройках XIII в. (подобных костелу в Вонхоцке). В костеле на Вавеле контрфорсы главного нефа образовали в боковых нефах прямоугольные выступы, на которые опирается аркада разделяющая нефы. Конструктивная схема при этом упростилась, так как распор не передавался на наружные стены боковых нефов. Конструктивные особенности польских готических построек сказались на их облике.

Кафедральный костел на Вавеле в Кракове

Кафедральный костел на Вавеле в Кракове

Наметившаяся в романскую эпоху тенденция как бы лепить здание из крупных объемов получила в сооружениях польской готики свое дальнейшее развитие, выразившееся в значительно большей по сравнению с предыдущим периодом утонченности форм, приобретших скульптурный характер (ср. фасад кафедрального костела в Гнезно, алтарную часть костела св. Екатерины в Кракове и др.).

Кафедральный костел в Гнезно

Кафедральный костел в Гнезно

Кафедральный собор в Гнезно

Кафедральный собор в Гнезно

Кафедральный костел в Гнезно, двери

Кафедральный костел в Гнезно, двери

Кафедральный костел в Гнезно, двери

Кафедральный костел в Гнезно, двери

Кафедральный костел в Гнезно, интерьер

Кафедральный костел в Гнезно, интерьер

Кафедральный костел в Гнезно

Кафедральный костел в Гнезно

Кафедральный костел в Гнезно, скульптура

Кафедральный костел в Гнезно, скульптура

Это стремление к скульптурности объемов здания сопровождалось и использованием скульптурных деталей.

Скульптура кафедрального собора в Гнезно

Скульптура кафедрального собора в Гнезно

Что касается архитектурных деталей, то и они нередко принимали здесь характер своеобразных скульптурных произведений (как, например, капители из кафедрального костела во Вроцлаве), часто достигая значительной экспрессии.

Кафедральный собор Иоанна Крестителя во Вроцлаве

Кафедральный собор Иоанна Крестителя (1158 г. - первый готический храм на польской земле).

Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве, интерьер

Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве, интерьер

Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве

Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве

Одним из выдающихся образцов городских костелов является Марьяцкий костел в Кракове (1226—1478 гг.).

Северная школа польской готики уделяла преимущественное внимание декоративным завершениям обычно гладких стен. Пышно обрабатывались щипцы и аттики. Основным материалом здесь был кирпич; камень почти совсем не использовался. Иногда стены костелов целиком или частично (плоские ниши) покрывались штукатуркой. Одним из значительных зданий северной школы является костел Девы Марии в Гданьске (1425—1502 гг.).

Готическая архитектура в Польше, как, впрочем, и в других странах, дала бесчисленные варианты сводов, искусство возведения которых достигло тогда своего предела.
Крестовые своды предшествовавшего времени уже в 13 веке начали делиться дополнительными нервюрами и образовывать , шестидольные своды, что укрепляло кострукцию в больших пролетах.
Появились своды с еще более мелким делением полей, в том числе и характерные для польской архитектуры «пястовские», девятидольные своды.

Такие своды были применены уже в кафедральном костеле на Вавеле. Сложная система деления сводов применялась в тот период и в перекрытиях гражданских зданий. Интересными примерами могут служить дом № 1/8 на рынке в Кракове и дом № 17 там же (так называемый «Гетманский дом»).

Гетманский дом

Гетманский дом

В дальнейшем конструкции сводов еще более усложнились, и после сводов звездчатых, сетчатых, с множественным переплетением нервюр, и сводов веерных в Польше в XV—XVI вв. появились эффектные сотовые своды, использованные в самых разнообразных их вариантах. Большого развития достигли в ту эпоху и деревянные конструкции, в частности стропильные фермы, поддерживавшие высокие крыши готических зданий.

Польские архитекторы средневековья в отличие от более позднего периода проявляли большую сдержанность в обработке наружных стен и искали совершенства композиционных построений в гармонической уравновешенности самых масс зданий. Они добивались пластической выразительности объемов путем их взаимосвязи и противопоставления.

Достигнув значительного совершенства в применении декоративных и скульптурных элементов, польские архитекторы средневековья очень сдержанно использовали их в наружном облике зданий и вместе с тем широко применяли их во внутренней отделке, порой довольно пышной. Характерной тенденцией польских зодчих средневековья было стремление к объемной и силуэтной выразительности их построек. При этом свойственный готической архитектуре вертикализм носил в польской архитектуре очень сдержанный характер.