ngrii' /> a-vengrii' />

Готические церкви Венгрии

Эпоха готики представлена в Венгрии небольшим количеством памятников. Значительные памятники уцелели лишь в западной части страны, не подвергшейся турецкому разорению.

Готическая система погашения распора сводов аркбутанами не привилась в Венгрии. Новая эпоха наряду с изменением декора знаменуется увеличением проемов, уменьшением толщины стен. Одновременно с базиликальным построением применяется и зальное. В интерьере по высоте большие церкви имеют двучастное деление.

В Шопрон после окончания собора Богородицы в Буде прибывают некоторые из членов созданной там королевской мастерской. Они сооружают около 1280 г. алтарь, а в первой половине XIV в. основное трехнефное зальное здание францисканской церкви и заканчивают приходскую церковь св. Михаила — трехнефную базилику с псевдотрансептом. В середине XIV в. обе церкви получают колокольни, близкие к колокольне собора св. Стефана в Вене, как и многие церкви в окрестностях Шопрона.

К францисканской церкви в Шопроне примыкает с юга перекрытый крестовыми сводами зал капитула (середина XIV в.).
Его двухнефное зальное построение близко к структуре двухнефных церквей Словакии.

Впрочем, двухнефные церкви строились и в самой Венгрии (например, церковь в Йоббадьи, Северная Венгрия). В другом монастырском зале — ризнице при францисканском храме в Сечени (XIV в.) — своды опираются на единственную тонкую колонну.

Готические сельские церкви уцелели и Венгрии в большем количестве. Это — двухчастные или трехчастные сооружения, в которых сводом перекрыт чаще всего алтарь, как правило, многоугольный в плане.

В церкви в Ноградшапе XV в. неф и алтарь перекрыты крестовыми сводами, пяты которых расположены очень низко. Снаружи церковь очень привлекательна благодаря изящной колоколенке, венчающей щипец. В связи с угрозой турецкого нападения церковь была окружена оборонительной стеной. Подобные стены превращали в узел обороны и ранее построенные церкви и монастыри (Надьбёржёнь).

В пограничных областях (Трансильвания) строились церкви-крепости. Более редки трехнефные сельские церкви, какова, например, церковь села Матраверебей (Северная Венгрия) — приземистое сооружение, построенное около 1400 г..

Центрические здания сооружались в этот период реже. Такова капелла св. Якова (середина XIII в.) вблизи церкви св. Михаила в Шопроне.

Самые небольшие культовые памятники — придорожные поклонные кресты. Примеры — крест Покоя (XIII в.) и крест Булочника (1484 г.) около Шопрона. Это — небольшие сооружения со статуей святого, водруженные на высокие основания.

Средневековая архитектура Венгрии на ранних этапах развития замечательна в первую очередь тем, что ее создал народ, лишь за столетие до этого перешедший к оседлости. На основе опыта коренного населения завоеванных земель и их соседей возводятся сооружения, выдвигающие Венгрию в один ряд с другими европейскими странами.

Архитектура достигает расцвета в конце XII — первой половине XIII в. Появляются национальные типы монументальных культовых сооружений. Строятся королевские и феодальные резиденции.
Постоянная угроза нападения вызывает повсеместное строительство замков. Частые военные столкновения накладывают свой отпечаток на вновь образовавшиеся города. Их местоположение и основные центры общественной жизни подчиняются требованиям обороны.