Готика в Англии: церкви

Первым крупным сооружением, в котором для покрытия главного пространства был применен нервюрный свод, был романский собор в Дэрхеме (1093—1140 гг.).
В период проникновения готики в Англию в ряде английских городов уже высились романские соборы, размеры которых превышали потребности немногочисленного тогда городского населения. Поэтому за исключением ряда новых (Солсбери, Линкольн) и коренным образом перестроенных (Йорк) сооружений готические одежды в угоду новым влияниям накладывались на уже существовавшее романское ядро (Винчестер, Чичестер, Глостер).

Развитие шерстяного производства и возросший экспорт шерсти способствовали возникновению ряда новых городов. В них возникло много церквей, в которых проявились такие особенности английской готики, как плоские завершения башен и прямоугольные в плане апсиды.

В отличие от Франции, где в небольших сельских и приходских церквах нередко повторяется композиция крупных соборов, в Англии эти церкви составляют собственный тип, и акцент здесь поставлен не на центральной башне (над средокрестием), а на осевой башне, венчающей западный фасад.

Готические соборы Англии высятся часто на открытых участках и этим отличаются от французских, хотя и более стройных и динамичных, но обычно расположенных среди тесной городской застройки.

В общей горизонтально-протяженной композиции обычно доминирует мощная башня средокрестия, относительно более высокая, чем во Франции. Строго симметричный западный фасад иногда по нормандскому обычаю фланкирован двумя башнями или украшен по углам декоративными башенками. Логика композиции здесь выступает более обнаженно. План сохраняет форму сильно вытянутого латинского креста, и пространство интерьера развивается вглубь.

Если во французских соборах отношение ширины к длине остается в среднем 1:4, то в Англии оно доходит до 1:6. Апсида остается прямоугольной; полуциркульная с венцом капелл встречается редко.

В интерьере, особенно в период ранней готики (в Англии XIII в.), преобладают горизонтальные членения; основные пространства — хор, нефы, трансепт — трактуются как самостоятельные части целого.

То же характерно и для композиции внешних объемов. Ярусы не вырастают один из другого, а как бы накладываются один на другой. Сравнительно низкий средний неф определяет собой внешний вид здания и высоту аркбутанов, которые в английской готике играют значительно меньшую роль и часто бывают скрыты под кровлей боковых нефов (собор в Уэльсе); их никогда не применяют в восточной части.

Окна боковых фасадов обычно невелики; зато окна хора часто занимают все поле восточной стены между контрфорсами. Окно-роза применяется редко.

Порталы, как правило, уступают по размерам французским. Их скульптурное убранство скромно и обычно не спорит с богатством разработки всей плоскости стен западных фасадов, иногда сплошь покрытых декоративными нишами и скульптурой.

Арки в XIII в. применялись ланцетовидные, с сильным подъемом стрелы, а в конце готической эпохи — четырехцентровые.

От простого (шестичастного) свода английские зодчие уже в XIII в. перешли к более сложным формам сводов с тьерсеронами и лиернами, а позднее — к декоративным сетчатым, звездчатым и веерным сводам, иногда имитировавшимся в дереве.

Распространенная в западной литературе периодизация английской готики делит ее историю на три этапа: ранняя готика, или «ланцетовидная» (XIII в.); зрелая, или «украшенная» (XIV в.), и поздняя, или «перпендикулярная» (XV в.).

Нервюрный свод Дэрхемского собора (1130 г.) явился ранним предвестником рождения нового стиля, но первый значительный памятник готической архитектуры в Англии — новый хор собора в Кентербери— возник лишь в последней четверти XII в. (1175—1184 гг.). Однако ряд характерных особенностей (шестичастные крестовые своды над хором, полукруглая апсида с кольцевым обходом и сдвоенными колоннами), как и трактовка ряда деталей, не получивших дальнейшего развития в архитектуре Англии, связывает это сооружение больше с архитектурой Франции.

Самобытные черты английской готики раннего периода, соединившие в себе устойчивость традиций с поисками нового, ярко выражены в Уэльском и Линкольиском соборах и в классическом памятнике английской готики XIII в. — соборе в Солсбери.

Собор в Ульсе

Линкольнский собор

К началу XIII в. окончательно складываются особенности, типичные для английской готики. В храмостроении она лучше всего представлена собором в Солсбери.

Огромное значение имела церковь Вестминстерского аббатства - место коронации английских монархов.

В основном к XIII в. относится и весьма характерный для зрелой готики собор в Йорке.

Многие памятники английского средневековья только условно могут быть отнесены в целом к романской или готической архитектуре, настолько в них романские черты переплелись с готическими. Таковы соборы в Питерборо, Эли, Глостере, Личфильде, Оксфорде, Эксетере и др. В процессе перестроек этих зданий готические мастера вносили много нового, способствуя дальнейшему развитию готики в Англии.

Ярким примером этого является собор в Эксетере, в котором после ряда перестроек (1224—1370 гг.) от романской основы сохранилось очень мало. Наиболее интересны в соборе своды (1328—1342гг.), которые, развивая систему сводов Линкольнского собора (1225—1253 гг.), подготовили переход от крестового свода к позднеготическому — веерному. Главное отличие сводов Эксетерского собора — в веерообразном расположении нервюр, распространившихся здесь и на распалубки. Новую тенденцию в развитии стиля отражает и уменьшение высоты яруса трифориев, превратившихся в своего рода аркатуру вследствие увеличения высоты верхнего ряда окон. Это позволило лучше осветить интерьер и придать ему большую пространственность и легкость.

Перестройкой восточной части старого романского собора в Глостере открывается новый этап в развитии средневековой архитектуры Англии, причем национальные по своей сущности формы, возникшие в результате этой перестройки в хоре Глостерского собора (закончена в 1350 г.), названные «перпендикулярной» готикой, вскоре стали господствующими. В конструкциях и особенно в декоре на долгие годы возобладали пересечения горизонтальных и вытянутых вертикальных линий, прямые углы несомненно навеянные традициями народного зодчества (фахверка). Эти простые формы вытеснили прежний сложный, криволинейный декор.

Темный нормандский хор собора был превращен после перестройки в светлый, с большими оконными проемами. Старые романские столбы и стены были отесаны и на гладкую поверхность наложены стволы высоких тонких колонн из парбекского мрамора. И, хотя в поярусном членении хора сохранен романский принцип (высота трифориев равна почти 7з высоты хора), но высокий после перестройки верхний ряд окон и трифории заняли по ширине весь пролет между опорами.

В противоположность раннему периоду готики, когда в членениях интерьера преобладала горизонталь и каждый ярус выступал самостоятельно (собор в Уэльсе), здесь ясно выражено стремление к их объединению. Каменные импосты верхних окон и трифориев проходят по всей высоте нефа, образуя характерные для поздней готики подоконные панели. Стремление уничтожить стену и выделить опору — основу готической структуры — выражено особенно ярко в трактовке восточного окна апсиды (около 22 х 11,5 м), самого большого из окон средневековых церквей Англии (1350 г.).

Черты стиля последнего периода английской готики ярко выражены и в клуатре (закончен в 1377 г.) Глостерского собора, где впервые был применен веерный свод, в котором характерен не только рисунок нервюр, но и то, что распалубки сливаются в воронкообразную форму.

К сооружениям позднеготического периода относится и неф (1379-1405 гг.) собора в Кентербери, где своды, нервюры которых образуют подобия звезд, покоятся на мощных столбах в виде пучков вытянутых колонн.

Новые черты выражены и в нефе собора в Винчестере (1394-1450 гг.), где по существу уже нет яруса трифориев и нижняя аркада стала благодаря этому значительно выше.

Особое место в английской готике занимают небольшие однозальные постройки - залы капитула. В них наиболее последовательно доведен до конца готический каркасный принцип, здесь себя изживающий и постепенно перерастающий в декоративный.

В небольшом красивом зале капитула в Уэльсе сохраняется как нижняя часть стены, так и ясное членение на несущие и заполняющие элементы. Центральный столб поддерживает сильно профилированный свод. Здесь конструктивное и декоративное еще не противоречат друг другу.

То же самое можно сказать и о зале капитула в Солсбери. Но творческая фантазия мастеров поздней готики все больше и больше направлялась на поиски форм, поражающих глаз.

Эти поиски нашли свое особенно яркое выражение в более поздних готических сооружениях начала XVI в., венцом которых явились три больших однозальных капеллы — Виндзорская, Кембриджская и Вестминстерская — позднеготические памятники периода раннего Возрождения в Англии времени первых Тюдоров.