Готика в Англии: жилища и хозпостройки

ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО:
ЖИЛЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ

В средневековой Англии сельское жилище оставалось и в XIII—XIV вв. определяющим в жилищном строительстве страны.
От фахверковых и глинобитных хижин беднейших крестьян ничего не сохранилось. Однако решающее значение для дальнейшего развития английского жилища имел усадебный дом средней руки.

Хозяйственные и бытовые постройки группировались здесь вокруг центрального двора, причем ядром всего комплекса, как и в романскую эпоху, оставался холл. К «верхнему» его концу примыкала вся жилая часть я к противоположному, «нижнему» - кухня и кладовые. Усовершенствование коснулось главным образом внутренней отделки. Большое распространение в верхнем конце холла получил эркер (главное его украшение).

Постепенно вошли в практику дубовая обшивка стен и вымостка полов керамическими плитками. С возрождением кирпичного производства камин вытеснил прежние центрально расположенные очаги, а усовершенствование конструкции деревянных стропильных форм в XIV в. позволило делать обширные холлы бесстолпными. Такие перекрытия, типичные для средневековой Англии, нередко представляют высокую архитектурно-художественную ценность.

Сохранилось несколько крупных холлов и домов XIV—XV вв. Типичным примером может служить усадебный дом Лоуэр Брэкхемптон XIV в..

Дом Окуэллс в Беркшире — хороший образец фахверкового жилища XV в., где старое заполнение (оштукатуренная ивовая плетенка) заменено кирпичным, но дубовый каркас и окна с переплетами, украшенными геральдическим рисунком, сохранились.

В позднее средневековье ядром английского жилища продолжает оставаться холл. Довольно хорошо сохранился усадебный дом XIV в, средней величины — Пенсхёрст Плейс в графстве Кент. Его типичный план воспроизводит принятую в средневековой Англии схему расположения помещений по сторонам центрального ядра— холла. В центре холла — открытый очаг с козырьком для вывода дыма и особое вытяжное устройство в кровле («лувр»).

В Эльтхеме сохранился большой холл епископского дворца XV в. , входившего в свое время в состав обширного комплекса сооружений. Главный фасад холла воспроизводит некоторые приемы позднеготического храмостроения (членения, форма и расположение окон и т. д.).

От готической эпохи дошли до нас и хозяйственные постройки, в которых архитектурные формы хорошо отвечают функциональному назначению. К ним относится, например, кухня аббатства в Гластонбери (около 1440 г.). В этом центрическом здании развит прием, положенный в основу аналогичных более ранних сооружений (например, кухни в Фонтевро во Франции). Основная, кубическая часть здания с четырьмя очагами во внутренних углах покрыта восьмигранным шатром с двухъярусным световым фонарем и вытяжным устройством над ним. Переход от куба здания к восьмиграннику шатра осуществлен при помощи диагональных стрельчатых арок над кухонными очагами, где снаружи ранее поднимались дымовые трубы. В этом сооружении по существу нет декоративных элементов, но каждое членение фасада тектонически оправдано и художественно осмысленно. Все части здания соразмерны и построены на простых отношениях квадрата и его диагонали.

Теми же принципами руководствовались и мастера, строившие здание каменного амбара аббатства в Гластонбери XIV в.. Прямоугольное в плане здание с выступами и проездом по осям симметрии южного и северного фасадов хорошо отвечало своей несложной технологии, обеспечивая удобную загрузку амбара. А щелевидные проемы-продухи, похожие на крепостные бойницы, скупо освещая помещение, создавали режим, необходимый для хранения сельскохозяйственной продукции.

Конструктивная система здания повторяет схему, общую для зальных помещений того времени. Стены амбара, как и в холлах, усилены в углах и местах опирания деревянных арочных ферм контрфорсами. Особенно интересен западный фасад, умело вписанный в треугольник, чему отвечает и расположение бойниц, контрфорсов и окон. Любопытно, что треугольное окно в вершине щипца напоминает окна трифория собора в Личфильде.

Деревянный амбар этой же эпохи сохранился в Фультоне.

Интересным примером хозяйственных построек является здание водохранилища при епископском дворце в Уэльсе — простой кубический объем с пирамидальной кровлей (в интерьере — ротонда). Диагонально расположенные контрфорсы с крупно моделированными профилями усиливают углы здания и наряду с лаконичной обработкой фасадов и удачно найденными пропорциями придают небольшому сооружению известную монументальность. Ее подчеркивают и тонко разработанные наличники, хорошо контрастирующие с крупной кладкой стены.