Готика в Германии

I. Градостроительство
II. Крепости и замки
III. Гражданское строительство:
1. Жилища
2. Общественные здания
IV. Церковное строительство

Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее, чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормскнй конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, признав за духовными феодалами те же права, что и за светскими. В XIII в. Германское королевство фактически распалось на территориальные княжества.

Начало готической архитектуры Германии восходит к середине XIII в., в то время как во Франции принципы готики сформировались уже в XII в. Однако, несмотря на влияние опыта французских мастеров, готическая архитектура Германии получила самостоятельное развитие и выработала местные особенности. Эти особенности прежде всего основываются на своеобразии типов зданий, обусловленных социально-экономическими условиями жизни общества, а также свойствами местных строительных материалов и национальными традициями.

Так, в Германии была разработана система зальных церквей, впервые применены принципы готики в архитектуре зданий центрического плана, по-новому решена проблема возведения башен-колоколен. Существенное значение имело и более широкое, чем в других странах, применение в готической архитектуре Германии фахверковой системы конструкций, а также распространение на севере и северо-востоке страны так называемой кирпичной готики, создавшей новые конструктивные и художественные приемы.

Готическая архитектура Германии обычно делится на три периода: ранняя готика (XIII в.), высокая, или зрелая, готика (XIV — начало XV в.) и поздняя готика (XV — начало XVI в.). Грань между ранней и высокой готикой прослеживается не так отчетливо, как переход к поздней готике.

Некоторые немецкие историки архитектуры, чтобы показать более раннее, чем это было в действительности, появление «готических элементов» в архитектуре Германии, часто привлекают памятники даже XII в., усматривая в них зарождение нового стиля. Так, отмечается появление крестового свода на нервюрах в новых перекрытиях романских церквей. Однако дело не только в том, что крестовый свод на нервюрах не создает готики, но еще и в том, что это были не готические крестовые своды. Их «нервюры» были толстыми непрофилированными гуртами, без применения замковых камней (Рейнская область).

При подобном перекрытии конструкция получается совершенно иной, чем в готических сооружениях. Здесь еще не было ни каркасной конструкции в сочетании со стрельчатой аркой, ни стрельчатого нервюрного свода. Венец капелл, перенесенный из Бургундии, характерен не для одной готики: мы встречали его также и в романском зодчестве, где он и возник.

Наконец, увеличение оконных проемов (например, в верхнем этаже романской по характеру церкви Гереона в Кёльне начала XIII в.). остается приемом, примененным к романской основе и характеризующим поздний этап романского зодчества.

Сначала строительство находилось преимущественно в руках мастерских - "баухютте", возникавших при крупных церквах.
С XIV в. светские постройки, а зачастую и церкви возводились городскими строителями, объединявшимися в цеховые корпорации.
В XIV-XV вв. строительные цехи в Германии достигают своего расцвета.

В это время выдвигается много крупных архитекторов. Широкую известность получили как в самой Германии, так и за ее пределами семьи зодчих: Парлеры из Гмюнда (Швабия), Беблингеры из Эслингена, Арнольд Вестфальский, Генрих из Брунсберга, работавший в Саксонии. Якоб из Швейнфурта, Конрад и Матиас Рорицеры,строившие в Регенсбурге и Нюрнберге, и др.

Появились и руководства по архитектуре, например, Матиас Рорицер написал трактат о правильном построении фиалов (1486 г.).