Готика в Германии: церкви

Свое наиболее полное выражение конструктивная и художественная система германской готики получила в культовых сооружениях. Именно в них особенно отчетливо можно проследить различные периоды развития готической архитектуры с их характерными чертами и особенностями.

Перестройка старых, романских церквей и строительство новых готических церковных зданий продолжались в городах Германии со второй трети XIII в. до начала XVI столетия.

Одним из самых ранних памятников того периода является церковь Елизаветы в Марбурге.

Оригинальное немецкое произведение представляет собой и церковь Богоматери в Трире (1235-1253 гг.). Здесь впервые в готической архитектуре была осуществлена центрическая композиция в виде равноконечного креста, перекрытого нервюрными сводами, с введением в каждом из углов по две капеллы.

Из базиликальных построек ранней готики в Германии наиболее выдающимися являются собор в Оренбурге в Брейсгау и восточная часть Кельнского собора.

Из культовых сооружений ранней готики, выполненных в кирпиче, наиболее характерным примером является церковь Марии в Любеке.

Строительство сооружений в кирпиче, создавшее своеобразное направление так называемой кирпичной готики, распространившееся впоследствии и в других странах, началось и достигло наивысшего развития в северных областях Германии, бедных лесом и естественным камнем.

Строительство из кирпича в северных областях Германии получило распространение еще в романскую эпоху. Но применение кирпича при сооружении готических зданий представляло собой далеко не простую задачу, поскольку конструктивная основа и тектоника готической системы были разработаны в тесаном камне.

Свойства нового материала, не позволявшие выполнять в кирпиче сильно профилированные детали или такие специфические готические формы, как фиалы, краббы, крестоцветы и т. д., приводили к необходимости известного упрощения форм, а меньшая прочность этого материала не позволяла выполнять конструкции и архитектурные формы в такой ажурной технике, в какой это делалось в камне. Но вместе с тем кирпич обладал и рядом преимуществ перед камнем (цвет, возможность глазуровки, разнообразной формовки, разных способов кладки и т. д.) .

Церковь Марии в Любеке (около 1270— 1350 гг.) была первым опытом кирпичного строительства готических церквей в Германии, и от нее идет начало немецкой кирпичной готики.

Церковь в Хорине (1243— 1334 гг.), которая иногда приводится как пример первой кирпичной готической постройки, во многом еще связана с романской архитектурной системой, и вряд ли правильно рассматривать ее как сооружение, начинающее новый период. Это — памятник переходного стиля, о чем свидетельствуют целиком романский характер ее плана и во многом еще романский наружный и внутренний облик.

Еще полнее эти качества кирпичной готики раскрываются в периоды зрелой и поздней готики в таких сооружениях, как церкви Марии в Ростоке, Николая в Люнебурге, Марии в Старгарде, Екатерины в Бранденбурге. Фронтон последней особенно выделяется разнообразной кладкой кирпича, применением разноцветной глазури, сложным декоративным узором.

Периоды зрелой и поздней готики характеризуются в культовой архитектуре строительством зальных церквей, архитектурное строение которых позволяло создавать единое внутреннее пространство.

Собор в Ульме — один из характернейших памятников периода зрелой готики.

Однако в немецкой архитектуре периода зрелой и поздней готики преобладал тип сравнительно небольших зальных церквей.

Примером небольшого зального храма может служить церковь Марии «на поляне» в Состе, начатая в 1343 г. и законченная в первой половине XV в. Это — небольшое сооружение (25X41 м при высоте нефов в 23 м), состоящее из трех травей подбашенной части, девяти травей нефов и трех апсид хора. Травеи среднего нефа — квадратные в плане (11х11 м). Опор, разделяющих нефы, всего четыре: они расставлены редко и придают хорошо освещенному пространству открытый характер.

Зодчие немецкой готики XIV—XV вв. обращались с отдельными строительными и композиционными приемами довольно свободно. Это можно проследить и на строительстве небольших церквей. Например, в трехнефной зальной церкви Богоматери в Ингольштадте (1425—1536 г.) обнаруживается своеобразная трактовка зальной системы, при которой высота среднего и боковых нефов неодинакова. Высота боковых нефов почти совпадает с уровнем пят сводов среднего нефа, что, с одной стороны, приближает характер разреза собора к базиликальному, но, с другой, не приводит к базиликальной системе с освещением среднего нефа в верхней зоне.

Своеобразно построено пространство церкви: углы закруглены, так что зал получился овальным. Это оказалось возможным благодаря тому, что боковые нефы оканчиваются диагональными, примыкающими к башням стенами, стоящими по углам. Постройка возведена из кирпича с применением тесаного камня и перекрыта сетчатыми сводами.

Перегруженность позднеготическнх памятников декоративными элементами, усложнение фиалов, оконных переплетов, превращение нервюрных сводов в орнамент характерно для Германии в значительно большей мере, чем для Франции. Показательным в этом отношении примером может служить небольшая трехнефная зальная церковь в Аннаберге, с обращенными внутрь контрфорсами и высокими узкими окнами. Тонкие нервюры в изогнутых линиях образуют звездные орнаменты на гладком фоне свода. Нервюры опираются на маленькие консольки, выступающие из гладкого ствола восьмигранных столбов.