Готика в Италии: жилые дома и палаццо

Если XIII в. был в городах Италии временем широкого строительства общественных городских дворцов, то XIV столетие было веком частных палаццо и вилл по преимуществу. В период треченто складывается тот тип жилого палаццо, который позже, к середине кватроченто, получает свои классические формы.

В развитии типа и форм жилого палаццо XIV в. следует ясно различать его связь с двумя различными исходными типами городского жилища того времени — рядовым буржуазным домом («каза»), с одной стороны, и замком феодала в городе («кастелло») — с другой. По мере усиления антагонизма между буржуазными верхами и народными низами коммун жилище крупного буржуа фактически становилось его личной крепостью, приближаясь — планировочно и внешне — к укрепленным городским дворцам аристократии; их внутренний двор служил убежищем на случаи бунтов черни.

И, напротив, феодальная знать, которая часто умело использовала эту вражду, выступая в роли «защитницы» бедных от богатых, и этим укрепляла свое место в общественной жизни коммуны, все меньше нуждалась в оборонной функции своих дворцов.

В архитектуре палаццо знати признаки крепости (зубчатый верх, машикули) теперь сохранялись часто лишь внешне, как традиционные знаки достоинства владельца. С другой стороны, не только цели обороны, но и тяга буржуазии к утонченной культуре аристократии вела к внедрению планировочных форм палаццо знати с его внутренним парадным двором в архитектуру богатого жилого дома. Традиционный хозяйственный дворик жилого дома, обычно зажатый стеной соседа сзади, постепенно становится внутренним жилым двором с нарядной аркадой лоджий.

В то же время типичные для средневековых бюргерских домов выходящие на улицу открытые лоджии со входом в контору, мастерскую или лавку владельца, всегда отличавшие эти дома от глухого по низу замка феодала, становятся общей чертой богатого палаццо XIV в., низ которого по улице, особенно в домах знати, мог сдаваться внаем.

Представление о домах рядовой жилой застройки города дает жилой массив XIV в. в Губбио, а также реконструкция дома башенного типа в Сиене (Каза ди Виа Чекко Анджолиери) начала XIII в..

Нижний арочный пояс дома со входом в центре включал этаж лавок и полуэтаж складских антресолей. Выше шли два идентичных жилых этажа, разделенных между собой служебным полуэтажом, служившим для хранения съестных припасов. Жилые этажи имели деревянные балконы-галереи, защищенные от солнца (как и лавки) сплошными навесами. Балконы были нужны и в хозяйстве: здесь сушили белье, для чего имелись устройства для развески. Материалом стен служил травертин, для верха и зубцов — кирпич. Однотипные многоэтажные дома в плотной рядовой застройке создавали часто нарядный «фасад» улицы.

Черты рядового жилого дома заметны в плане и фасаде раннего палаццо Спини во Флоренции (конец XIII в.). Его корпус следует излому улицы. По низу палаццо шли большие проемы деловых помещений. Вход с лестницей вел с улицы в жилые покои второго этажа, которые тем же ходом сообщались с лавками. Формы арочных окон дома типично флорентийские. Через помещение «А», видимо, был вход с улицы во внутреннюю лоджию и дворик позади дома.

Входная группа с вестибюлем и лоджией двора более развита в сиенском палаццо Марескотти (конец XIII—XIV в.).
Его особенность — наличие башни, а также характерные для домов Сиены тройные окна.

Примером небольшого палаццо с типичным для рядовой застройки глубинным развитием плана может служить дом Медичи в Пизе (XIV в.). В расположении и правильной форме дворика с лоджией уже ясно видна тенденция его трактовки как внутреннего парадного пространства дома.

В отличие от этих палаццо, в планировке палаццо Буонсиньори в Сиене (первая половина XV в.) больше связей с исходным типом городского дворца феодала. Широкий портал въезда ведет во въездной крытый двор-вестибюль с прямым проездом в конюшню. Вестибюль соединен через лоджии с внутренним жилым двориком, вместе с которым включая лестницу, образует парадный комплекс первого этажа палаццо.

В палаццо XIII—XIV вв., как и позже главным жилым этажом был второй. Кладка стен велась в городах средней Италии, как правило, из тесаного камня (Флоренция), а также и из кирпича. Верхние этажи штукатурились или затирались по камню и часто украшались фресками или сграффито; лишь вокруг окон делалось обрамление из тесаного камня.

В Северной Италии для стен широко применялся кирпич, для украшений — терракота. Венчание в виде зубцов постепенно сменяется сильно выступающей крышей.

Уже в XIV в. при разбивке фасада зодчие стремятся к соблюдению симметрии, не всегда считаясь с планом этажей; ради «регулярности» фасада делают слепые окна.

По своим формам, помимо названных, типичны для этого времени: в Сиене — палаццо Толомеи (вторая половина XIII в.), Гротанелли; во Флоренции — палаццо Фрескобальди (XIII в.), Минербетти, Даванцати (XIV в.);  в других городах — палаццо ди Ламба Дориа в Генуе, палаццо Монтальто в Сиракузах и др.

Внутренние дворики жилых палаццо и вилл получили полное развитие лишь во второй половине XIV в. Их ранние примеры: дворики палаццо Гамбакарта (XIII в.) в Пизе, палаццо Спини и палаццо Минербетти во Флоренции, палаццо Поппи в Казентино. Для всех них типичен нерегулярный план, приспособленный к условиям места. По одной стороне дворика — лестница, по остальным, где позволяло место, — аркада лоджий.

В конце XIV и в начале XV в. эти дворики становятся больше и правильной прямоугольной формы. Массивные устои заменяются колоннами, по пропорциям близкими к классическим, арки делаются легче, все в целом гармоничнее.

В архитектуре Флоренции конца XIV в. дворики являются наиболее ренессансными по духу. В их формах уже явственно отражается новое, гуманистическое мировоззрение эпохи, и во многом от них идет прямая линия развития к ранним работам Брунеллеско.