Готика в Португалии

В 1249 г., почти на 250 лет раньше чем в Испании, реконкиста в Португалии была успешно завершена. Наступал новый период ее истории — период относительно мирного развития страны, усиления экономических и культурных связей с Францией, Англией и Фландрией, развития мореплавания и морской торговли, подъема культуры и науки. В 1288 г. в Лиссабоне был открыт первый в Португалии университет.

После завершения реконкисты Португалия развивалась как единое государство. Необходимость бороться против двух сильных врагов — испанцев и мавров — рано сплотила народ маленькой страны. Кроме того, ни один из центров Португалии не сохранил значительных следов арабской культуры. Все это объясняет цельность и единство португальской готики. Она не знала ни местных школ, ни противопоставления «западной» строительной культуры «восточной», составляющих характерные особенности готической архитектуры Испании.

Не было в Португалии и явления, аналогичного испанскому мудехару — христианской архитектуре, создававшейся по арабским образцам.

Сопоставление мориско (португальской архитектуры, отмеченной арабскими влияниями) с испанским мудехаром в значительной степени является натяжкой. Единственной областью португальской архитектуры, где дает о себе знать длительное владычество арабов, была рядовая жилая застройка. В остальном восточные влияния ограничиваются единичными мотивами (как, например, окна в форме подковообразной арки в донжоне Бежа) или, несмотря на восточное происхождение, предстают в значительной мере европеизированными (плоские крыши церквей и гражданских построек, рисунок нервюрного свода в форме восьмиугольной звезды в донжонах Эстремоц и Бежа). Единственным исключением, подтверждающим общее правило, является замок Синтра.

Почти все постройки Португалии (за исключением глинобитных жилищ ряда южных районов) возведены из камня — гранита или песчаника. Камень — основной строительный материал этой страны. Искусство его обработки было традиционным и настолько высоким, что во многом определило выразительность и красоту сооружении страны как романской, так и готической эпохи. Здесь совсем не строятся кирпичные здания, получившие под влиянием традиции арабов широкое распространение в соседней Испании.

Характерная особенность португальском готики состоит в том, что это была архитектура монастырская по преимуществу. В Португалии происходит как бы смещение эпох.

В романскую эпоху, отмеченную на всем европейском континенте преобладанием монастырской архитектуры, здесь воздвигнуты самые значительные в стране соборы. Напротив, во времена готики, развивавшейся в Европе под знаком строительства городских соборов, в Португалии сооружались монастыри, явившиеся событием и в общеевропейском масштабе.

Отвоевание земель у арабов сопровождалось утверждением на них христианства, созданием епископий и строительством соборов, каждый из которых был не только местом молений, но и памятником рекокисты. К моменту ее завершения стротельство основных соборов также было завершено.

Португалия того времени представляла собой страну с малочисленным населением и слабо развитыми городами. Духовенство находившееся, напротив, в зените своего экономического могущества, пользовалось и огромным моральным авторитетом.

После окончания реконкисты наблюдалось некоторое оживление ремесленного производства, но объективных условий для превращения городов в подлинные центры экономической жизни в стране не было.

С победой над арабами огромная масса рыцарей-дворян оказалась не у дел. Покровительствуя развитию торговли, мореплавания и судостроения (Португалия была расположена на стыке важнейших тогда морских путей), короли пытались обеспечить достойное существование дворянству, охотно менявшему рыцарские доспехи на командные места во флоте. К концу XIV в. обнаружилась недостаточность этих мер. Тогда королевская власть выступила инициатором широкой колониальной экспансии, которая предопределила сначала блистательный, но недолгий расцвет Португалии, а затем хронический застой в экономике страны.

Эта совокупность причин и определяет такое необычное для европейской готики явление, как преобладание монастырского строительства. Она же объясняет определенную косность португальского зодчества и ясно ощущаемые в нем пережитки романской архитектуры. Живучесть ее традиций обусловливалась еще и популярностью идей реконкисты, во время подъема которой развивалась португальская романика и с которой в значительной степени ассоциировались ее формы, а также безусловным соответствием ряда ее особенностей (небольшие окна и плоские крыши) климату страны.

Раннеготическая архитектура представлена одним из самых выдающихся памятников Португалии — цистерцианским монастырем Алькобаса.

Конец XIII — первая половина XIV в. были временем интенсивного монастырского строительства. Монастырские храмы этого времени — в основном трехнефные, зальные, сильно вытянутые в длину. Узкие, щелевидные окна, гладкие стены, массивные контрфорсы, плоская увенчанная крепостными зубцами кровля роднят их с сооружениями предшествующего периода.

Как и в романскую эпоху, порталы церквей, апсиды и т.д. украшает в основном орнаментальная резьба — факт, который можно объяснить влиянием цистерцианских монахов. Враги суетности и поборники аскетизма, они были противниками богатого скульптурного декора и сюжетных композиций. В храмовых постройках Португалии, где в противоположность Испании почти не было бенедиктинских монастырей, не получили распространения сюжетные композиции и изобразительная скульптура (церковь Ла Граса в Сантареме, конец XIV в.).

Следующим после Алькобасы этапным сооружением был монастырь Санта Мариа де Баталья.

Разрушенная землетрясением церковь монастыря кармелитов в Лиссабоне (1382—1425 гг., мастера Гомес Мартинес, Афонсо Гонсало, Родриго Анес) даже в руинах поражает простотой и спокойной гармонией линии, устремленностью ввысь.

Реконкиста и связанные с нею особенности развития страны определили характер португальской готики. Несмотря на территориальную близость к Кастилии, готика Португалии обнаруживает мало точек соприкосновения с архитектурой своего соседа, бывшего наряду с арабами ее злейшим врагом.

Более тесные культурные связи поддерживала она с Францией и Англией. Но следы английских и французских влияний, заметные в португальской архитектуре готической эпохи, не лишают ее самобытности.

Португальская готика развивалась под преобладающим влиянием монастырского строительства. Она характеризуется цельностью, единством, слабо выраженными по сравнению с Испанией влияниями арабского зодчества и чрезвычайно сильными пережитками романики.