Гварино Гварини

Гварино Гварини (1624, Модена - 1683, Милан) - монах-театинец, теолог, архитектор и математик. Работал в Модене, Риме (1639-1645), Мессине (с 1660), Париже (с 1662) и Турине (с 1666).

Важнейшие работы в Турине: капелла Санта Синдоне в соборе (1668-1694), церковь Сан Лоренцо деи Театини (1668-1687), здание Академии наук (1678), палаццо Кариньяно (1680).

Монастырь театинцев и церкви в Мессине разрушены землетрясением в 1908 г.

Гварини - автор ряда книг по архитектуре и математике.

Талант Гварини отличался не меньшим своеобразием, чем гениальная одаренность Борромини; по склонности к живописности и крайней напряженности форм он чуть ли не превосходил своего римского собрата.

Церковь Сан Лоренцо (1668-1687), возведенная Гварини для монашеского ордена, к которому он принадлежал, является, пожалуй, шедевром этого мастера. Квадратный план здесь усложнен врезающимися в него криволинейными частями, овальной апсидой и экседрами по углам.

Купол лишен ясных для зрителя очертаний; он как бы парит на 16 соединенных попарно и взаимно пересекающихся арках. Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам.

Эффекты светотени здесь совершенно исключительны. Снопы света, перемещающиеся вместе с солнцем, выхватывают из тени то одну деталь, то другую. В общем светлый интерьер всегда имеет какие-то затененные, окутанные сумраком, таинственно мерцающие части.

Все это отражает мистические умонастроения церковной и светской верхушки общества в эту эпоху. Вместе с тем зарождающийся рационализм буржуазной эры подтолкнул мастера на любование чисто функциональными конструктивными формами пересекающихся арок.

Не меньшей напряженностью отличается и архитектура капеллы Санта Синдоне, построенной Гварини при туринском соборе (1668-1694). Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами. Интерьер исключительно богато отделан черным, коричневым и другими цветными мраморами, на которые из небольшого, венчающего купол фонаря льются снопы яркого света.

Купол и здесь не прост: ажурные арки, составляющие ряды опирающихся друг на друга восьмигранников, поднимаясь, сужают уходящее вверх пространство, образуя пронизанную светом кружевную структуру, как бы парящую в воздухе. Наружное завершение капеллы - замысловатый шпиль, перекликающийся со спиральным шпилем Борромини на церкви Сант Иво алла Сапиенца в Риме.

Гварини принадлежит также великолепное палаццо Кариньяно (1680) с эллиптическим вестибюлем и волнистой линией фасада - туринский отклик на римские изобретения Борромини.