Интерьер

Старинные крестьянские жилища всех западных славян по своей внутренней планировке и меблировке имеют множество общих черт при известных локальных различиях. Как и в восточнославянском доме, в них было строго определено назначение отдельных частей, бытовое использование каждого угла имело многовековую традицию. В домах Чехии, Словакии и в большинстве районов Польши один из углов около входной двери был занят печью. Устье печи в словацком доме, в чешской Моравии было обращено к передней стене, противоположной двери. Этот план аналогичен северо- и среднерусскому. В собственно Чехии устье печи уже начиная с XVII в. было обращено в сени. Там проследить давнюю традицию пока еще не представилось возможным. В большей части Польши был распространен план с тем же расположением печи, но с устьем, обращенным к длинной стене; этот план аналогичен западнорусскому и белорусско-украинскому. Как видно из этих названий, он охватывает обширные районы не только Польши, но и западных областей расселения русского народа, Белоруссию и Украину. В отдельных районах Польши (например, в Жешовском воеводстве) печь стоит в дальнем от двери углу жилого помещения. Этот план аналогичен южнорусскому.

В западнославянском, так же как и в восточнославянском жилище, в строго определенном месте, по диагонали от печи в переднем углу, стоял стол, вдоль стен тянулись неподвижные лавы. Место у стола в самом углу было почетным, здесь сидел хозяин дома, сюда же обычно усаживали гостей. На передней стене развешивали массу картинок с изображениями святых, на домашнем алтаре у католиков помещалось скульптурное изображение девы Марии или деревянное распятие, у евангелистов же висел небольшой шкафчик с евангелием.

У теплой глухой (без окон) стены спали на деревянных кроватях. Для сна использовали также припечек и лавы. В неразделенных семьях отдельные брачные пары спали в холодных коморах. Около устья печи было место, где хозяйничали женщины. Рядом у стены стоял шкаф для посуды или висела полка, чаще всего тут же подвешивали резной лыжник - полку для ложек.

Около печи прикреплялась к поперечным потолочным балкам жердь для одежды -и колыбели. Вся мебель до недавнего времени была кустарной. Гордостью каждой хозяйки была застланная красивой домотканиной постель с горой пышно взбитых подушек, которые в Словакии, например, доходили до потолка. В каждом доме в старину в коморе, позднее в жилом помещении, стояли большие сундуки скшыня (skrzynia - польск.), скрипя (skryňa - словацк.), тругле (truhle - чешск.) с одеждой и бельем, нередко они были на колесах и легко передвигались. Скрыни были нарядно украшены росписью, различавшейся по районам. На изготовлении   и росписи скрынь специализировались целые деревни.

В конце XIX-XX в. в обстановке и меблировке западнославянского жилища происходят разительные перемены. В прошлом особенно заметны они были в домах зажиточных крестьян, у бедняков для благоустройства своих домов не хватало средств.
Сейчас кустарная мебель почти повсюду уже заменена фабричной, ее можно увидеть лишь в жилье стариков. Сельская молодежь придерживается обычно городской моды в меблировке, больше в Чехии и Словакии, меньше в Польше, особенно в ее восточных районах. Там еще заметно смешение старого и нового (применение домотканины для украшения жилья, кустарная и фабричная мебель).

Национальный колорит придает крестьянскому жилищу поляков, словаков, чехов, лужичан своеобразная керамическая посуда.

Особенно богатой была керамика в южных областях Словакии и Моравии, где были также сильны традиции украшения стен росписью.
На стенах, обычно в переднем углу, рядом с изображениями святых можно видеть фотографии родных и знакомых. Почти в каждом доме есть радиоприемник,  а в некоторых и телевизор.