Исследования этнографов

Народные постройки — одна из наиболее изученных областей венгерской этнографической науки. Собирать полевой материал по сельскому жилищу венгерские этнографы начали давно, с середины ХIХ в., особенно же интенсивно этот сбор стал проводиться со времени основания Венгерского этнографического музея в Будапеште в 1808 г. Музей стал руководящим центром по сбору и исследованию материальной культуры венгерского народа.

Вскоре после его основания начало выходить и периодическое издание музея «Neprajzi Muzeum ErtesitSje» («Бюллетень Этнографического музея»), в котором главным образом публиковались исследования по материальной культуре венгров, в то время как журнал образованного в конце XIX в. Венгерского этнографического общества — «Этнография»—был посвящен преимущественно изучению духовной культуры венгров, их фольклора.

В конце XIX — начале XX в.. создается и довольно обширная сеть краеведческих музеев, работавших в тесной координации с основным исследовательским центром страны — Этнографическим музеем в Будапеште.

Уже с начала нашего века, помимо большого количества статей, опубликованных в «Бюллетене Венгерского этнографического музея» и посвященных описанию сельских построек в различных комитатах страны, делались попытки и обобщить собранные нолевые материалы, выделить основные типы венгерского сельского дома, как-то объяснить их происхождение.

Изучению народного жилища был посвящен ряд работ наиболее известных этнографов Венгрии: Яноша Янко, Кароя Шебаттьена, Жигмонда Батки.
В начале нашего века многие венгерские этнографы находились под влиянием немецкой этнографической науки. Так, исследователь Карой Шебештьен в иекоторых своих работах разделял положение немецкого ученого мира о том, что основной тип венгерского дома, распространенный на большей части венгерской территории, может быть причислен к средненемецкому (франконскому) типу дома.

В своей большой работе «Magyar nyelv» («Венгерский язык») Шебештьен, сравнивая внутреннюю планировку трехраздельного альфельдского доли со средненемецким типом, приходит к выводу, что в сущности эти дома очень сходны между собой и что, возможно, венгры заимствовали своп дом от немцев. Поэтому, по его мнению, и кухня в венгерском  доме появилась  довольно поздно, под немецким влиянием,  само венгерское слово «konyha» происходит от немецкого.

Однако   мпогие   этнографы, принявшие участие в оживленной полемике, развернувшейся  по этому вопросу на страницах журнала «Neprajzi   Muzeum   Ertesi-toje», не разделили эту точку зрения, так как между альфельдским и франконским домами существует одно важное различие: в то время как в последнем третью часть дома всегда образуют стойла, на Альфельде третье помещение всегда камора-кладовая, а появившийся обычай пристраивать стойла для коров сзади дома, под одной с ним крышей — явление довольно позднее и не столь широко распространенное в Венгрии.

Несомненно, большой интерес для изучения венгерского жилища представляют работы другого венгерского этнографа этого же времени — Жигмонда Багки. Как и многие другие европейские этнографы конца XIX — начала XX в., Батки при выделении типов сельских домов главное внимание обращал на форму и положение очага в доме. Он блестяще использовал в своих работах данные лингвистики, географические и исторические условия развития дома.

Принимая за основу своей классификации форму очага и его место в доме, Батки выделяет в Венгрии пять основных типов сельского жилища: южный, западный, северный (палоцкий), восточный (секлерский) и центральный (альфельдский) . Он указывает также на значительное влияние соседних славянских народов на развитие этих типов.

Несколько статей посвятил исследованию жилища и еще один из выдающихся этнографов Венгрии Иштван Дьерфи. Особенно его интересовал вопрос о путях развития одного из наиболее распространенных типов вепгерского жилища — альфельдского дома. В своем большом труде «Венгерская деревня, венгерский дом»  он выделяет, исходя из особенностей внутренней планировки, по существу те же пять типов, что и Батки, только по-другому называет их: трансильванский дом, палоцкий, нижнедунайский, среднедунайский и альфельдский.

Большим обобщающим трудом по всем вопросам венгерской этнографии явилось издание четырех томов «Этнографии венгерского народа». Значительная часть первого тома этой большой монографии («Материальная культура венгров») посвящена описанию народного жилища. Главы по сельским постройкам написаны Ж. Батки, и в них по существу обобщены все исследования по жилищу, опубликованные до этого времени.
После второй мировой войны число работ по истории венгерского сельского дома значительно возросло. Оживилась собирательская деятельность, особенно связанная с работой по подготовке к изданию венгерского этнографического атласа. Появилось много статей в журналах «Ethnographia», «Neprajzi muzeum Ertesi-toje», «Acta Ethnographies» и отдельных монографий по сельским постройкам.

Среди этнографов, занимающихся в настоящее время изучением жилища, можно назвать имена И. Балога, Е. Барабаша (работы по атласу), Бела Гунду, который на основании собранных им больших литературных и этнографических материалов, а также пользуясь результатами исследовательской работы по этой теме в других странах Европы, сделал попытку разработать новый метод исследования сельского жилища. Гунда считает, что изучать историю развития дома следует не по отдельным его элементам (тип очага, вид связи с хозяйственными постройками и пр.), а комплексно, учитывая историко-экономические условия, а также взаимосвязи с другими европейскими народами.

За последнее время в работу по изучению народного жилища стали все более интенсивно включаться и архитекторы, деятельностью которых на кафедре истории архитектуры Университета строительства руководит доктор Ласло Варга. Здесь собран огромный материал по народному зодчеству, на основе которого вышло большое исследование — «Архитектура венгерской деревни». В отдельных главах этой работы имеется попытка исследовать сельские дома не только с точки зрения архитектуры, но также учитывая археологические и этнографические исследования.

Для координации работ между этнографами и архитекторами в Венгерской Академии наук в 1954 г. состоялась дискуссия по вопросам происхождения и развития венгерского жилища, позволившая наметить основные пути в изучении народпого зодчества, а также разработать ряд общих методических положений по сбору и обработке полевого материала.