Итальянские улицы эпохи барокко

Понимание городского ансамбля как цельной, но сложной, развивающейся в пространстве композиции, постепенно раскрывающейся зрителю по мере его движения, ярко проявилось и в построении барочных улиц.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить урбинские архитектурные ведуты (городские пейзажи) конца XV в., в которых улица и площадь предстают как статическая композиция, составленная из обособленных, полных своеобразия зданий, и первые улицы в духе барокко, пробитые или спрямленные в Риме во 2-й половине XVI в. Несмотря на застройку различными зданиями, они приобретают цельность благодаря архитектурным акцентам, сделанным в начале, конце, а иногда и где-либо посередине улицы.

Все эти приемы получили яркое выражение еще в годы понтификата Сикста V (1585—1590), который задумал соединить важнейшие для католической церкви места паломничества — сохранившиеся и реконструированные раннехристианские базилики — прямыми магистралями. Продолжая работы своих непосредственных предшественников по упорядочению римской уличной сети (Пий IV пробил двухкилометровую улицу, ведущую от вершины Квиринала к Микеланджеловской Порга Пия, 1561; Григорий XIII спрямил древние пути, связывавшие базилики Санта Мариа Маджоре и Сан Джованни ин Латерано, 1572—1585), Сикст V привлек к своим реконструктивным работам арх. Доменико Фонтана. Именно благодаря энергичной деятельности этого мастера быстро разраставшийся Рим стал образцом для реконструкции ряда итальянских городов, а затем и для столиц многих других европейских стран.

Фонтана не только соединил важные пункты города прямыми улицами (см. ниже), он поставил по их концам обелиски и устроил фонтаны. Так были установлены визуальные отметки, ориентирующие человека в топографии города и создающие объекты живого эстетического интереса.

Эти ориентиры не только направляют движение человека по улице, привлекая его как видимая цель; ими создаются и своего рода "обратные связи" — эффектные точки зрения, раскрывающиеся в конце поступательного движения зрителя, при взгляде назад. Этот прием связан и с трактовкой площади как видовой площадки, что восходит еще к раскрытой на город микеланджеловской площади Капитолия.

Такие эффектные "обратные" точки зрения раскрываются и от обелиска у церкви Санта Мариа Маджоре, и от церкви Санта Тринита деи Монти, и с площади перед дворцом Квиринала.

В Риме была впервые осуществлена уже упоминавшаяся выше система трех улиц-лучей расходящихся от площади дель Пополо.

Архитектурная цельность проложенных в XVI в. улиц создается не только замыкающими их ориентирами. Единство восприятия и раскрытие зрителю новых аспектов по мере его движения являются результатом последовательного расположения по длине улицы различных композиционных акцентов, своего рода "пауз".