Карло Мадерна

Наиболее активным римским архитектором начала XVII в. был Карло Мадерна.

Карло Мадерна (1556, Каполаго на оз. Лугано -1629, Рим) -первоначально работал со своими дядями - с Доменико и затем с Джованни Фонтана.

К его важнейшим работам в Риме относятся: удлиннение нефа и фасад собора св. Петра (1607- 1617); участие в строительстве дворцов Маттеи (1598-1618), Барберини (продолжено Борромини и Берничи), Киджи, Квиринала и ряда других; церковь Мариа делла Витториа (1605, фасад - Дж. Сориа, 1620) и фасад церкви Санта Сусанна )(1605).

Во Фраскати им построена вилла Торлониа (1628).

Приехав в Рим из Ломбардии примерно в 80-х годах XVI в., Мадерна начал работать каменщиком, вместе с дядей Джованни строил водопроводы и фонтаны. Им, в частности, выполнен правый фонтан на площади св. Петра. Затем он заканчивал некоторые постройки, начатые другими архитекторами, например палаццо Киджи, начатое Джакомо делла Порта.

Характер самостоятельного творчества Мадерна впервые проявляется в фасаде церкви Санта Сусанна, которая были как раз закончена в основных частях к 1605 г. При общем сходстве композиции с фасадом церкви Иль Джезу фасад Санта Сусанна отличается усиленной пластикой.

В первом ярусе двухъярусной композиции применены колонны, хотя и связанные со стеной, но воспринимающиеся как отдельно стоящие благодаря подрезке стены вдоль стволов. Впервые применена здесь балюстрада над фронтоном портала; она подчеркивает общую устремленность фасада ввысь, создаваемую группировкой сильных вертикальных элементов.

Вторая церковь (Санта Мариа делла Витториа) построена Мадерной в 1605 г. Но здесь мастеру принадлежит лишь интерьер, величественный, несмотря на небольшие размеры церкви. В фасаде, который был закончен в 1620 г. арх. Дж. Б. Сориа, снова применены пилястры; остались лишь общее построение и введенная Мадерной венчающая балюстрада.

Мадерне принадлежала решающая роль в завершающем этапе строительства собора св. Петра - этого грандиознейшего начинания Ренессанса, потребовавшего более столетия для своего окончания.

В области культового зодчества Мадерне принадлежат еще две работы: им возведены купола двух церквей - Сант Андреа делла Балле (начата Оливьери в 1591 г., фасад закончен Райнальди в 1664 г.) и Сан Джованни деи Фиорентини. Однако к общей композиции этих церквей мастер не имел отношения.

Характер творчества Мадерны как архитектора, подготовившего почву к великолепному расцвету римского барокко, с наибольшей ясностью, пожалуй, проявился его последней работе - палаццо Барберини.

Мадерне довелось испробовать свой талант и в области загородного строительства (вилла Торлониа во Фраскати).