Композиционные акценты

Архитектурная цельность проложенных в XVI в. улиц создается не только замыкающими их ориентирами. Единство восприятия и раскрытие зрителю новых аспектов по мере его движения являются результатом последовательного расположения по длине улицы различных композиционных акцентов, своего рода "пауз".

Такими композиционными паузами являются, например, площадь ди Спанья на виа дель Бабуино, карманообразная площадь Колонна на Корсо в Риме или же площадь Преториа на виа Македа в Палермо.

Тот же композиционный смысл имеют симметрично оформленные перекрестки, как Куаттро Фонтане в Риме, устроенный при Сиксте V (см. ниже) или Куаттро Канти в Палермо (арх. Дж. Лассо, 1609), где были выполнены декоративные закругления углов зданий на пересечении двух важнейших взаимно перпендикулярных магистралей города, виа Македа и виа Витторио Эммануеле, проложенных в конце XVI в. в средневековой (арабского и норманского времени) застройке.

Еще яснее эта тенденция к достижению целостности композиции проявилась в обстройке площадей и улиц аркадами. Так, в Турине, где прямоугольная планировка центра сохранилась еще от античности, а в той части, которая может быть названа центральной для колоссально разросшегося современного города, была застроена в эпоху барокко, центральные площади и соединяющие их улицы были обстроены аркадами.

Реконструкция площади Кастелло выполнена в 1584 г. по проекту Асканио Виттоцци, а обстройка площади Сан Карло — К. ди Кастелламонте (1638); здания и аркады соединяющей их виа Рома были полностью перестроены арх. Пьячентини в 1931 — 1937 гг.