Крестьянское жилище западных славян

В основу выделения типов западнославянского жилища положе-ны развитие его внутренней планировки и особенности отопительной системы. При более дробной классификации в границах расселения каждого из этих народов (поляков, лужичан, чехов, словаков) учитывается комплекс локальных особенностей крестьянского зодчества: материал постройки, строительная техника, форма крыши, развитие донга в высоту и др. Наша главная задача - типологизация жилища. Поэтому мы оставляем в стороне иные аспекты его изучения, что ведет к известному схематизму. Но без типологизации явлений, и в частности в такой важной области материальной культуры, как жилище, невозможны конкретные и общие этнографические и социологические исследования.

При изучении традиционных форм жилища встает вопрос об их хронологии. У каждого из западнославянских народов время широкого распространения многих из этих традиционных форм, сложившихся в эпоху феодализма, не совпадает. Это создает большие трудности для сравнительного анализа и выработки единой типологии крестьянского жилища.

Особенно сложно определение времени распространения типов крестьянского жилища в Польше, выделение среди них более старых и появившихся позднее не без влияния административных властей. При исследовании польского жилища необходимо выявлять в нем особенности, характерные для XVIII - начала XIX в. Политические разделы, создавшие разные социально-экономические условия жизни крестьян в разных частях страны, тогда еще не вызвали, как это случилось позднее, существенных изменений в материале, строительной технике, плакировке и форме построек.

Неодинаковой была сохранность народного жилища у чехов и словаков. В Чехии, наиболее развитой в экономическом отношении области Австро-Венгрии, уже в конце XVIII - начале XIX в. крестьянское жилище под влиянием города подверглось большим изменениям. В Словакии, особенно в горной, экономически отсталой ее части, еще в начале XX в. широко бытовали многие старые формы жилища, что сказалось главным образом на их отопительной системе и бытовом использовании отдельных помещений.

Сравнительно рано (начало XIX в.) стали изменяться традиционные формы жилища у лужичан, в первую очередь у жителей экономически более развитой Верхней Лужицы, в чем, несомненно, проявилось влияние города. В Шпреевальде до настоящего времени бытуют и старые формы жилища.

Для выявления общих генетических основ развития западно-славянского зодчества и разработки его типологии приходится иногда сопоставлять традиционные формы жилья, сохранявшиеся у этих народов в разные хронологические периоды. Изучаются также тенденции развития крестьянского жилища и в новейшее время, и общие для разных народов изменения в материале, строительной технике, планировке и т. п., стирающие областные различия. Нивелировка локальных отличий особенно усилилась в конце XIX-XX вв.

В настоящее время исследователь застает на западнославянских землях лишь некоторые виды крестьянского жилища, связанные с его прежними традиционными формами. Во многих деревнях ведется строительство по типовым проектам домов-коттеджей, повсюду старые формы жилья вытесняются новыми, более соответствующими современным культурным запросам сельского населения.

В социалистических странах - Польше, Чехословакии и ГДР - лучшие памятники традиционного крестьянского зодчества рассматриваются как культурное наследие и бережно охраняются государством. В Чехии и Словакии, например, часть старинных крестьянских построек переносится в музеи типа Скансена в г. Рожнове (Моравия) и в г. Мартине (Словакия), а те, что еще обитаемы, объявляются памятниками старины и подлежат государственной охране. Владельцы этих строений получают средства для их реставрации и ремонта.

Более того, некоторые деревни и небольшие городские селения объявлены целиком государственными заповедниками. Проводится инвентаризация старинных крестьянских построек с целью их изучения и сохранения для будущих поколений. В этом принимают участие этнографы, архитекторы, искусствоведы, сотрудники академий наук, университетов и музеев, члены этнографических обществ и др. В ГДР такие меры предпринимаются для сохранения культурного наследия лужичан, и в частности памятников их зодчества.