Монастырь Алькобаса

Цистерцианский монастырь Алькобас представляет собой замечательный образец португальской готики. План монастырской церкви (1178—1223 гг.) напоминает бургундские постройки; трехнефный очень вытянутый объем (13 травей) с венцом из 7 капелл и трансептом. Нефы перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, усиленными двойными подпружными арками. Эта конструкция, архаичная по сравнению с ее прототипами, была, однако, необычно «готичной» для Португалии.

Объемно-пространственная композиция церкви Алькобасы оригинальнее, чем может представиться по плану. Нефы и трансепт создают зальную церковь необычного типа. Впечатление вертикализма и динамичности ее интерьера создается не путем применения смелых конструкций, но повторностью близко поставленных столбов и контрастностью основных измерений.

При длине в 106 м и высоте в 20 м ширина главного нефа составляет 9, а каждого из боковых — 5 м. Если же исключить из этой цифры сечение столбов, поставленных с интервалом в 2,5 м, то фактическая ширина боковых нефов составит всего 3 м. Кажется, будто все внутренние силы интерьера, стиснутые массивными столбами, нашли выход в стремительном движении вверх. В более широком среднем нефе подпружные арки опираются на колонны на консолях. Этот прием, обычный в церквах цистерцианцев, обогащает ритм вертикалей интерьера, подчеркивая в его формах устремленность не только вверх, но и к алтарю.

Огромная длина нефов и поистине титаническая мощь столбов производят тем больший эффект, что ничто не мешает взгляду охватить их целиком, во всю 106-метровую длину. Отсутствие декора и белизна великолепно отесанного камня создают атмосферу строгости и чистоты, внося особую одухотворенность в динамические формы интерьера.

Фасады церкви перестроены в XVII в. Но сохранившиеся от первоначальной постройки детали показывают, что ее облик сродни романским соборам: увенчанная крепостными зубцами кровля, узкие, как щели бойниц, окна, массивные гладкие стены.

Таким образом, церковь Алькобасы, несмотря на некоторую зависимость от французских образцов, в достаточной мере своеобразна. Монастырские помещения (трапезная, дормиторий) значительно более тесно связаны со своими французскими прототипами).