Народные жилища Албании

Население сел и старых кварталов албанских огородов живет да наших  дней  в   традиционных  жилищах.  Жилище  албанцев в целом своеобразное, представлено различными видами. Они разнятся   по   строительному   материалу,   конструкции,   планировке, внешнему и внутреннему убранству. Эти особенности объясняются различием природных условий отдельных областей страны, неодинаковой  степенью развития социально-экономической жизни,, разным хозяйственно-бытовым укладом населения.

Албания — горная страна. Горы Динарской системы пересекают всю ее территорию. В низменной прибрежной полосе—мягкий средиземноморский климат, в центральных горах — континентальный, бывают суровые снежные зимы. Изрезанные долинами рек склоны гор в нижней полосе одеты дубовыми лесами. Выше растет бук, сосна и ель, а еще выше простираются альпийские луга, перемежающиеся с голыми скалами.
Для строительства жилища используется природный материал. В горных областях распространены известковые породы камня. Каменное строительство является преобладающим в Албании.

На севере до сих пор сохраняются богатые лесные массивы. На юге в связи с более быстрым экономическим развитием природные ресурсы подверглись большей эксплуатации, леса были вырублены:. В некоторых областях Северной Албании строительство из дерева было широко распространено; в наши дни встречаются лишь иногда деревянные постройки. Там, где нет строительного камня и лесов, используют для постройки тростник, глину.

Сложная история албанского народа отразилась на развитии его хозяйственно-бытового уклада, формировании материальной культуры. Раннее население Албании — иллирийские племена — испытывало влияние древнегреческой, римской, византийской культур. Во время славянской колонизации (VI—VII вв.) происходило взаимное влияние культуры славян-земледельцев и местного, в основном скотоводческого населения.

Турецкое завоевание, в течение пяти веков тяготевшее над Албанией, задержало  общественно-экономическое развитие страны.

В труднодоступных горных районах, фактически независимых, произошла консервация форм общественной жизни. Родоплеменные объединения, застигнутые на различных ступенях распада, возродились к жизни, и из отпочковавшихся, разросшихся, патриархальных семей возникли новые родоплеменные группы. В области материальной культуры, и в частности жилища, здесь вплоть до наших дней сохранились наиболее архаичные формы.
В дальнейшем увеличилась роль земледелия в ущерб скотоводству, происходила в связи с этим все большая стабилизация поселений и развитие постоянных форм жилища.
В обнаруженных в Албании иллирийских поселениях конца периода бронзы и начала эпохи железа находят остатки крепостей с каменными стенами. Иллирийцы строили и из дерева: известны свайные поселения на территории Боснии в Доньей Долине и в Рипаче, В Албании (близ города Корча) в последние годы археологи также нашли остатки свайного поселения.
В средние века в период расцвета городской архитектуры строительными материалами служили камень и дерево. В описании города Шкодры (1416 г.) Петром де Сант-Одориго говорится, что город был обнесен каменной стеной; жилые дома были деревянные, каменные и полукаменные-полудеревянные, крытые черепицей или соломой. В однокамерных постройках скот находился в одном помещении с людьми.
Простые одноэтажные дома крестьяне строили сами. Для постройки двухэтажных домов или кул приглашали мастеров. Славились мастера из областей Дибра и Корча. Дибране строили в северных областях, корчары — в южных. Эта традиция сохраняется и в наши дни, хотя всюду есть и местные мастера.