Нормандия: архитектура романского стиля

В Нормандии, где тесный союз новых властителей страны с церковью вызвал в XI в. интенсивное строительство соборов и особенно монастырских церквей, проблема прямого освещения просторных и высоких нефов решалась иначе, чем в Бургундии хотя именно бургундские приемы легли в основу композиционных схем и нормандской школы.

Строительная мысль природных кораблестроителей, отбрасывая все лишнее стремилась и тяжелые романские конструкции свести к абсолютно необходимому скелету, тем более, что этого требовала экономика обширных объемов и это позволяла необыкновенная прочность нормандских известняков. Эстетика нормандских пропорций больше чем где-либо обусловлена конструктивно. Массивный цилиндрический свод, принятый в Бургундии, не мог импонировать строителям мачтовых церквей Скандинавии, и они, как бы «а приори» отвергая его, предпочли свои привычные стропильные перекрытия, пока логика развития не привела их к каменному каркасу и в перекрытиях. О том, что нормандские строители никогда не теряли из виду этой своей конечной цели, напоминает обычная в Нормандии форма опоры, в которой ствол, обращенный к нефу, возносится, казалось бы, бесцельно, под самую кровлю. В сочетании с нормандской системой опор деревянные перекрытия кажутся временными.

Перестройки и добавления готической эпохи изменили многое в романской архитектуре Нормандии. Но и то, что дошло до нас, вполне характеризует оба направления этой конструктивно прогрессивной и влиятельной школы. Она хорошо представлена двумя монастырскими церквами, построенными в Кане завоевателем Англии Вильгельмом и его женой Матильдой: Сент Этьенн («мужское аббатство») и Тринитэ («женское аббатство»).

Как и в период своего раннего развития (Бернэ и Жюмьеж), нормандская школа предпочитала план в форме латинского креста. Западный фасад, как правило, двухбашенный, причем башни либо начинаются прямо с земли (Тринитэ), либо возносятся над массивным прямоугольным объемом нартекса (Сент Этьенн). Хор — бенедиктинский (эшелонированные апсиды в церквах Бернэ и Тринитэ) или с кольцевым обходом (Жюмьеж и Сент Этьени). Перекрытие основного пространства всегда стропильное. Нормандские церкви — базилики с очень широким средним нефом и узкими боковыми.

Благодаря тектонической трактовке яруса окон, перед которыми расположены довольно сложные по композиции аркады, нормандская школа впервые сделала в известной мере равнозначными все три яруса горизонтальных членений. Притом если в постройках типа Бернэ промежуточный ярус — это сравнительно узкий пояс трифориев с галереей за ними, то в сооружениях типа Жюмьеж — это галереи, по высоте примерно равные главной аркаде. Другая особенность школы — галереи в торцах трансепта.

В церкви Тринитэ (около 1062 — около 1070 гг.) очень эффектна романская апсида с шестью колоннами в промежутках между осями ее оконных проемов (рис.32). В интерьере — узкий пояс трифориев (тип Бернэ). В настоящее время все, что расположено над аркадами, как и верхние ярусы башен, — результат последующей перестройки при перекрытии здания нервюрными сводами (около 1115 или 1140 гг.). Крестовые своды двух пролетов хора — изначальные.

Внешние формы, как и интерьер, церкви Сент Этьенн в Кане (1063—1081 гг.), за исключением нервюрного свода (1105 или 1135 гг.) и позднейшего, готического хора (1202 г.), — романские (рис. 33 и 34). Приземистые аркады, просторные галереи, перекрытые полуцилиндрическими сводами и открывающиеся в неф арками, повторяющими главные, и перестроенный в связи со сводом верхний ряд окон с обычным проходом перед ними (частично в толще стены) составляют три пояса членений почти равной высоты (тип Жюмьеж).
К этому же типу относилась разрушенная в 1872 г. церковь в Серизи-ла-Форэ (конец XI в.), сохранявшая свое открытое стропильное перекрытие.

Тип церквей в Бернэ и Тринитэ в Кане представлен, помимо церкви в Лессэ (около 1090-около 1135 гг.) и реставрированного нефа церкви монастыря на гранитной скале Монт-Сен-Мишель, также рядом других церквей XI-XII вв. И з них лучше всех сохранилась Сен Жорж в Бошервилле (1117 - 1125 гг., башни XIII в.). В интерьере галереи яруса трифориев, сообщающиеся с галереями трансепта и хора, сходятся в апсиде и образуют, таким образом, сплошной обход по всему периметру здания.
Деревянное перекрытие было заменено нервюрным сводом в 1240 г. (рис 35).

Дальнейшее развитие школы происходило уже в Англии, куда с конца XI в переместился центр тяжести строительной деятельности нормандцев. С окончательным установлением (Вильсоном в 1909 г ) дат сооружения нервюрных сводов собора в Дэрхеме (1093-1104 гг. для боковых нефов и хора и около 1130 г. для основного пространства) решен вопрос о времени и месте происхождения этой важнейшей конструкции, которая в значительной мере предопределила возникновение готической системы. Даже самые ранние датировки сводов в нефах церквей Сент Этьенн н Тринитэ в Кане (соответственно 1105 и 1115 гг. против более консервативных дат французских археологов—1135 и 1140гг.) не снимают приоритета строителей Дэрхемского собора.

Разумеется, принцип крепления сомкнутого свода гуртами, особенно в подбашенных пространствах, применялся и раньше (в Муассаке, в Байе и др.), причем гурты встречались и в Ломбардии, и на Востоке (собор конца X в. в Анн), но не на юге Франции, не в Ломбардии, а тем более не в Армении родилась готическая архитектура. Заслугой нормандских строителей остается, вероятно, не столько почин рационального сочетания гуртов со стрельчатым очертанием бургундской арки,сколько творческое переосмысление заимствованных конструкций в свете собственных тектонических традиций, сложившихся в результате многовекового опыта каркасного строительства в дереве.