Овернь: архитектура романского стиля

К первой половине XII в. значительно более консервативными оказались южные школы, хотя именно на Юге в начале предшествующего столетия сложились конструктивные основы романской архитектуры.

Предполагаемый генезис типа паломнической церкви показывает, что важнейшее значение для дальнейшего развития французской романики имела архитектура Оверни, где не только с успехом применялись традиционные каменные конструкции Юга в сочетании с каролингскими композициями, но и был создан ряд собственных композиционных схем.

Уже в относившейся к первой четверти XI в. церкви в Мутье-де-Тьер, разрушенной в 1882 г., существовали галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами, подпиравшими цилиндрический свод центрального нефа. Эти галереи, как обычно, открывались в неФ пролетами арок (трифориями). Так пространственные и функциональные (освещение) задачи совмещались с декоративными.

В еще более ранней церкви в Шемальере, неф которой относится к X в., вестверк, характерный для времени Каролингов, имеет над сводом трибуну, обращенную в сторону нефа.

Ко второй половине XI в. конструктивная система овернской школы сформулировалась в упоминавшейся церкви в Эннеза: нартекс с хорами в три пролета соответственно трем нефам, из которых центральный перекрыт цилиндрическим сводом без подпружных арок, а боковые — крестовыми. Кольцевой обход с венцом капелл собора в Клермоне (освящен в 946 г.) был, по-видимому, самым ранним во Франции, поскольку теперь ясно, что фундамент церкви Сен Мартен в Туре, который Латри относил к постройке 900—919 гг., на самом деле относится к церкви, сооруженной после пожара 997 г.

Гористая, сравнительно изолированная Овернь осталась в стороне от больших дорог, а вместе с тем и от варваризации V— VII вв. Она хранила свои кельтские предания, и местное христианское мифотворчество пропиталось воспоминаниями о таинственном культе друидов. Грубоватый юмор и здравый смысл горцев Оверни странным образом сочетались с косным суеверием, и рано развившийся здесь культ мощей и реликвий сразу же принял формы, напоминавшие идолопоклонство. Нигде прием кольцевого обхода с радиальными капеллами не был так созвучен характеру господствовавших верований, как в Оверни.

В этой стране, богатой изверженными породами и бедной деревом, где бесплодие красновато-серых холмов рано приучило жителей к трудной борьбе за существование, строительство в камне имело давнюю историю. Однако то, что было создано в законченном типе овернской церкви к ХI в., в последующее время уже почти не прогрессировало. Церковь в Иссуаре, построенная в XIII в., мало чем отличается от своих ранних прототипов.

Овернские трехнефные церкви с планом в форме латинского креста, с обязательным кольцевым обходом хора и венцом капелл имеют, как правило, нефы почти равной высоты (верхние окна отсутствуют) и галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые — крестовыми. Над отчетливо выраженным средокрестием высится купол, увенчанный восьмигранной башней. Примыкающие к куполу пролеты северного и южного плеч трансепта подняты выше кровель трансепта и нефа и перекрыты в поперечном направлении цилиндрическими или полуцилиндрическими сводами, подпирающими купол. Снаружи восьмигранная башня-фонарь с пирамидальным завершением покоится на продолговатом массиве кладки во всю ширину центрального и боковых нефов.

Овернские каменщики хорошо знали материал и конструкции: опоры овернских сводов не имеют излишнего запаса прочности и отличаются стройностью, нефы высоки, основные перекрытия обходятся без подпружных арок, а двухэтажные боковые нефы вместительны. Гармоничная и экономичная организация внутреннего пространства, эффектное сочетание наружных форм, контраст между наполненным светом и воздухом хором и погруженными в полумрак нефами, самый ритм в перспективе интерьера — все это как нельзя лучше отвечало задачам распространившегося культа реликвий, одним из древнейших центров которого и была Овернь.

Западные фасады овернских церквей мало выразительны, центр тяжести объемной композиции лежит на восточном конце, где характерен вертикальный ритм убывающих в массе объемов, четко расчлененных и расположенных пирамидально. Особенно красивы пропорции и членения богато декорированных полукружий капелл (рис. 36).

Твердость материала в значительной мере определила грубость резьбы капителей, украшенных растительным и фигурным орнаментом, причем в последнем случае повествовательные сюжеты отражают всю наивность суеверий, господствовавших в романской Оверни.

Местные каменщики широко применяли полихромную и фигурную кладку, сохранявшую, в отличие от инкрустационной техники времени Каролингов, вполне конструктивный характер.
Овернская школа представлена группой удивительно однородных и однотипных построек, сконцентрированных в радиусе 50 км от своего центра — Клермон-Феррана. Главные из них — монастырские церкви: в Клермоне (Нотр-Дам-дю-Пор), в Орсивале, Иссуаре, Сен Нектере, Бриуде, Сен Сатурнене. Ни один из дошедших до
нас главных памятников не датируется точно: архивы Оверни горели много раз. Однако едва ли все эти сооружения старше первой половины XII в.

Расположенная в будничном районе старинного города церковь Нотр-Дам-дю-Пор скрыта окружающей застройкой (рис. 37). Строилась она медленно: в 1185 г. все еще собирали средства на ее завершение. В конце XVIII в. башни церкви были разрушены. Общая композиция обычна для овернской школы. Бросается в глаза спокойное, даже сумрачное величие интерьера церкви. Самые интересные сюжетные капители находятся в хоре, но они расположены высоко и плохо читаются. Восточный фасад вполне типичен для Оверни, он гармоничен и четок.

Этой городской постройке, сложенной из разноцветных пород, не хватает обычной для овернских церквей слитности с окружающей природой. Зато поразительна гармония цвета окружающего пейзажа в небольшой монастырской церкви в Сен Нектере (рис. 38). Нартекс с хорами, двухъярусные боковые нефы, выступающий трансепт, кольцевой обход хора с венцом из трех капелл, выразительный восточный фасад — все говорит об овернской школе, но чувствуется, что здание было построено в течение одного строительного периода,
создано вдохновением, не знавшим перерыва (около 1080 г.?). Конструкция повторяет овернскую схему, однако опоры здесь — не столбы, а колонны, что придает всей композиции большее изящество. Над средокрестием — обычный купол на тромпах. Хор залит светом. Из 103 капителей 22 имеют повествовательный декор. Сюжеты наивны, но переданы здраво и с юмором. Западный фасад обращен к склону холма. По боковым фасадам, на уровне трифориев — трехпролетные стенные аркатуры. В овернских постройках по наружному объему читается не только план, но и разрез здания: уровень сводов боковых нефов отмечен на фасадах глухой аркатурой.

Церковь Нотр-Дам в Орсивале (1100— 1168 гг.) дошла до нас в первоначальном виде, поскольку в ней в отличие от предшествующей сохранились не только башни, но даже дверные петли. Церковь возникает перед глазами внезапно и сразу поражает величием своих обнаженных масс. Во всем ощущается преднамеренная суровость и простота. В Оверни все три нефа обычно покрыты общей кровлей, то же и здесь, но вместо черепицы применен сланец, лежа-щий непосредственно на сводах.

Церковь Сен Поль в Иссуаре (начало XIII в.?) — крупнейшее романское сооружение Оверни и одно из самых красивых средневековой Франции (рис. 39), но и интерьере весь эффект торжественной перспективы стройных опор искажен аляповатой раскраской XIX в. Тогда же был испорчен западный фасад. В целом одежда этого храма величаво холодна. Лучшее в памятнике — выложенный и:) разноцветных лав восточный фасад, выступающий венцом из пяти капелл.

Из других памятников интересна почти целиком романская церковь Сен Жюльен в Бриуде (XII—XIV вв.), трехнефная, очень высокая, с красивым кольцевым обходом хора и венцом капелл.
Многочисленны овернские церкви с более простым планом, часто однонефные, с хором архаичных очертаний в форме трилистника, создающим иллюзию трансепта (церковь в Мейла). Однако по мере удаления от Клермона школа теряет свою чистоту.

В Руайя однонефная церковь-крепость с планом в форме латинского креста по характеру кладки примыкает к овернской школе (рис. 40). Неф перекрыт цилиндрическим сводом (середина XII в.), но стрельчатое очертание арок хора и трансепта указывает, что восточные части относятся к концу XIII в. Массивная башня над средокрестием увенчана восьмигранной колокольней, перестроенной в начале XIX в. Оборонные элементы — парапет с зубцами и машикули, одни из самых ранних в Западной Европе, — датируются 1169— 1212 гг.
В памятниках овернской школы все композиционные элементы одухотворены единством замысла, причем целостность композиции сочетается с чрезвычайно четким сочленением составляющих ее объемов. Романская архитектура вообще не знает оптических иллюзии, но прямота Оверни лаконична до резкости.

Расположенный всего в нескольких десятках километров от центра Овернской школы, своеобразный ансамбль собора в Пюи (рис. 41) отличается от овернских построек, хотя своей полихромной кладкой он обязан тем же цветным лавам. Ансамбль состоит из собора (XI—XII вв.), построенного на месте древнего храма Юпитера, клуатра, примыкающего к собору крепостного сооружения («дома с машикули»), отдельно стоящей башни и других построек. Не все элементы ансамбля одновременны, хотя однородность материала, традиционность планировочной схемы и общность декоративных приемов создают впечатление единства.

Собор с планом в виде латинского креста представляет собой трехнефную базилику с плоской апсидой и своеобразным нартексом. Кольцевой обход отсутствует. В каждом плече трансепта—по две сдвоенных апсидиолы. Особый интерес представляют необычные конструкции перекрытий. Шесть пролетов центрального нефа (боковые нефы перекрыты крестовыми сводами) имеют ряд куполов на тромпах (Добавления и перестройки многое изменили. Купол над средокрестием — современный.). Тромпы образуют ниши в форме конх, хорошо выложенные, но скорее декоративные, чем конструктивные, в согласии с типом, распространенным в Испании. Во всем сооружении чувствуется влияние мосарабского строительного искусства. Не только прием чередования черных и белых клиньев в арках как собора,так и клуатра, но и самый характер рисунка кладки говорит об этом.

На дверях портала сохранился резной орнамент, напоминающий куфические письмена.
Семиярусная колокольня была сооружена в конце XIII в. Она расположена необычно: перед апсидой собора, на его продольной оси. Между башней и апсидой— небольшой дворик. К собору примыкает один из старейших клуатров Франции.

Входящий в ансамбль «дом с машикули» (XII в.) с большим сводчатым залом на втором этаже сообщается с третьей травеей собора. Обороняясь от местного феодала, епископ решил в конце XII в. надстроить этот зал башней. Над северо-восточным углом здания высится четырехъярусный донжон Сен Майоль. В особенно угрожаемых точках — изолированные машикули.

Как и укрепления Руайя или машикули южных церквей-крепостей XII вв., оборонительные элементы ансамбля в Пюи отражают фортификационный опыт крестоносцев. Самые ранние командорства храмовников возникли на Юге. В 1188 году командорство в Пюи, защищая дорогу паломников к святилищу "черной богородицы", построило крепость - прототип башни Сен Майоль. В Шемальере и поныне высится донжон этого типа - так называемая «башня сарацин».

Неподалеку, на живописной и крутой скале расположена часовня Сен Мишель д'Эгиль (962-984 гг.), имеющая иррегулярный овальный план. Неф обрамлен невысокими массивными колоннами. Изолированно поставленная колокольня — поздняя (рис. 42).
Стоящие особняком памятники Пюи не создали школы и явились скорее примером торжества «духа местности» в период, когда архитектурное многообразие Юга уже было на пути к унификации.

В районе Лимузена в XII в. получили широкое применение башни, названные лимузенскими, однако не столько по месту своего происхождения, сколько по району наибольшего распространения. Эти башни покоятся на четырех массивных опорах, соединенных арками, и возносят высоко (до 60 м) свои ярусы — квадратные, переходящие в восьмиугольные в плане, причем фронтоны по сторонам квадратного яруса на уровне перехода в восьмиугольный играют не только декоративную, но и конструктивную роль (башня в Сен Леонаре, колокольня церкви в Юзерке, собор в Лиможе).

Колокольня в Брантоме, которая могла бы служить источником этих конструкций, как бы прислонена к скале. Она покоится на массивных арках, образующих стороны подбашенного пространства и очень эффектно перекрытых эллиптическим куполом.