Палаццо Боргезе

К началу XVII в. относится создание одной из характернейших римских вилл - виллы и парка Боргезе, расположенных на холме Пинчо.

Строительство палаццо Боргезе велось Мартино Лунги Старшим вместе с другим ломбардцем Фламинио Понцио (1575-1621). Кроме того, в постройке принимали участие К. Мадерна и К. Райнальди.

Дворец расположен на участке неправильной формы. Мощные, сложно расчлененные наружные стены придают его облику замкнутый характер. Особенно величественен боковой очень протяженный фасад, изломы которого соответствуют повороту переулка.

Два парадных входа, расположенные на двух взаимно перпендикулярных осях, ведут в обширный, окруженный со всех сторон двухэтажными аркадами внутренний двор, образующий ядро композиции основной части дворца.

Однако, несмотря на общее сходство этого приема с построением флорентийских и римских дворцов XV и 1-й половины XVI в., здесь нет и следа свойственного им статического равновесия. Продольный оси комплекса отдано явное предпочтение, и вся композиция активно развивается в глубь участка, раскрывая перед посетителем все новые точки зрения.

Вся четвертая, расположенная против главного входа сторона двора представляет собой открытую арочную галерею, сквозь которую виден небольшой, очень живописно украшенный сад. Стены сада ритмически расчленены богато разработанными фонтанами (произведения Райнальди - архитектора, который работал уже на завершающей стадии развития римского барокко).

Один из фонтанов расположен на главной оси композиции дворца и замыкает ее; другой, находящийся на стыке двух стен, ограждающих сад, ориентирован на выход из фланкирующих сад парадных помещений; третий отмечает середину боковой стенки сада.

Таким образом, расположение всех элементов композиции хорошо согласовано и является результатом воплощения тщательно продуманного замысла.

Живописный парк наполнен множеством малых форм, бассейнов, фонтанов, построенных в разное время. Его главным сооружением является Казино (1613, в нем расположена картинная галерея Боргезе), построенное арх. Джованни Вазанцио, фламандцем по происхождению (ум. в 1622 г.). Сейчас здесь расположен музей искусств.

Казино выполнено, казалось бы, в очень сдержанных формах. Но глухой пояс, расчленяющий этажи, и тяжелый 2-й этаж образуют типичный для барокко утяжеляющийся кверху ритм.

А пространственная лоджия, заключенная между двумя ризалитами, и богато деталированная, украшенная скульптурой стена над нею изобличают вполне сложившуюся барочную концепцию мастера.