Примитивные типы жилища в Югославии

В Югославии можно выделить три вида
примитивных жилищ:

1) землянки, 2) шалаши, 3) хижины прямоугольного или круглого плана — плетневые, срубные или каменные.

Все эти виды объединяют такие характерные черты, как планировка (они однокамерны, хотя иногда встречались землянки двух- и трехкамерные), наличие открытого очага, небольшие размеры. В таких жилищах вместе с людьми обычно помещался и скот.
Одним из наиболее древних типов жилища, вероятно, были землянки (земунице), особенно распространенные в придунайской Сербии и Воеводине, а также полуземлянки — в горных областях у скотоводов. Л. Нидерле считает, что еще до переселения на Балканы, на своей прародине, славяне строили жилища, подобные земуницам. Наиболее примитивные землянки круглого, четырехугольного или прямоугольного планов — однокамерные с открытым очагом, небольшой дверью, маленьким окном, двухскатной или конусообразной крышей, покрытой соломой или дерном. Нередко рядом с землянкой строили и легкие плетневые хижины (колиба).

Еще в XIX — начале XX в. постройки типа землянок, но более сложного плана, например трехкамерные, широко бытовали в прдунайских областях Болгарии и Румынии.

Значительное распространение получили также легкие хижины (колиба) типа шалашей с очагом. Это были небольшие конусообразные хижины с основанием до 2 м, с остовом из тонких стволов, покрытых соломой (сламаре, сибара, шиля, кривача, кривуля — кривуља), дерном (бусара), корой (лубара) и т. д. Чтобы ветер не унес это покрытие, иногда сверху его еще прижимали тонкими жердями. Эти хижины не имели потолка и окон, двери были низкие.

К примитивным типам жилищ относятся также однокамерные срубные избушки брвнара (сербско-хорватск.), коча (коса), стан (stan), кайжа (kajža) (словенск.) без потолка, с открытым очагом, покрытые дранкой. Такие дома могли строиться без фундамента (в таком случае роль фундамента выполняла толстая нижняя балка), или сруб их покоился на четырех больших камнях. Эти дома можно было довольно легко перевозить с одного места на другое, и они получили даже специальное название — покретна (покретан— двигающийся) брвнара. Жилища, подобные брвнаре, строили и плетневые, обмазанные глиной (плетара).

В восточной части Македонии описаны своеобразные плетневые дома, обмазанные глиной, прямоугольной или квадратной формы, с закругленными углами (так как плетень — сплошной), с открытым очагом посередине, с крышей на сохах.

Своеобразные примитивные жилища из камня характерны для побережья и островов Адриатики. Наиболее распространенное название их — бунъя (bunja), хотя известно и несколько других локальных названий — чемер, кучица, кучарица, грим, полярица, пу-дарица, кажун, кашун, яма (čemer, kučića, kučarica, trim, poljarica, pudarica, kažun, kašun, jama) . Бунья — примитивное, небольшое по размерам однокамерное сооружение круглого плана с каменными стенами сухой кладки, с небольшим четырехугольным окном и дверью. (По мнению югославского исследователя М. Миличича, бунья была присуща в древности народам Средиземноморья и заимствована славянами у раннего населения.

Уже со второй половины XIX в. такие жилища все реже и реже стали использоваться под жилье, хотя еще в недалеком прошлом бедняки Косова и Метохии жили в хижинах крбуляча (крбуљача),- кошара, аналогичных бусаре; бедняки некоторых районов Воеводины продолжали жить в землянках; горные хижины пастухов и в наши дни не отличаются от описанных выше примитивных жилищ. Так, например, пастухи Боснии, уходя в горы, и сейчас еще живут в деревянных однокамерных хижинах, пастухи Герцеговины — в подобных же, но каменных домиках, пастухи Черногории — иногда и в шалашах дубирог, савардак. Старые примитивные строения, или построенные по их типу новые, используются чаще всего как место для хранения различных орудий труда.

В Македонии, особенно в западной ее части и к северу от Велеса, вплоть до конца XIX в. сохранялись местами весьма архаичные виды однокамерных жилищ, которые в других, более экономически развитых районах Югославии, исчезли гораздо раньше или сохранялись лишь как исключение. В них помещались вместе люди и скот, дым из центрального очага выходил в дверь либо через крышу, ни окон, ни потолка не было.

В XIX в. многие крестьяне, особенно бедняки, строили жилье своими силами или нанимали мастеров для выполнения наиболее сложных работ. Следует отметить, что еще в средние века в юго-славянских землях стали выделяться специалисты-строители, которые занимались только ремеслом или сочетали его с сельским хозяйством. В период турецкого господства ремесла вообще пришли в упадок, резко уменьшилось и число строителей. После освобождения от турок, когда наметился рост экономики страны в целом, стали развиваться и ремесла. В стране выделилось несколько мест, например, Осат, Пирот, Вранье и др., откуда ремесленники шли по селам и нанимались строить дома. В Шумадию и Подринье, например, строители часто приходили из Осата, и дома, построенные ими, называли осачанка (осаћанка).

Как правило, в постройке дома принимали участие односельчане, оказывая строящемуся добровольную безвозмездную помощь (моба). Этот обычай взаимопомощи живет и в современной югославской деревне.
Со строительством дома связано много различных обрядов, являющихся, вероятно, пережитком дохристианских верований, например, жертвоприношений, когда под фундамент льют овечью кровь, зарывают ветку маслины или деньги.