Прованс: архитектура романского стиля

Общая варваризация Франции в раннее средневековье мало коснулось Прованса, этой римской «провинции» по преимуществу. Каролинги предоставили малоплодородную страну, с ее солнцем и ветрами, своей собственной судьбе. Здесь рано развилось отшельничество и возникли небольшие монастыри, затерянные в каменистой и сравнительно безлюдной равнине. История Прованса VIII—X вв. — это повесть о медленном угасании античной культурной традиции. В таких условиях самостоятельная конструктивная мысль развивалась вяло, несмотря на обилие первоклассного камня и памятников античности.

В начале XII в., когда в результате крестовых походов в Сирии образовались латинские княжества, создались новые условия. Географическое положение сделало провансальские гавани важнейшими пунктами погрузки и выгрузки не только товаров, шедших на Восток и с Востока, но и многочисленных паломников и крестоносцев. Древние города Прованса, рано получившие самоуправление, стали возрождаться.

Вторая половина XII в. отмечена расцветом южнофранцузской культуры, справедливо названной «провансальской», хотя подлинным центром ее был скорее Лангедок (Тулуза). Несомненна светская тональность (она отражена в тематике южной скульптуры: капители разрушенного клуатра собора в Тулузе изображают тулузского графа в образе Ирода, ласкающего Саломею на пиру, на другой капители — волхвы, напоминающие рыцарей, скачущих на турнире.) этой «сарацинской» культуры времен куртуазии и трубадуров.

Но уже в первой четверти XIII в. она оказалась уничтоженной в пламени альбигойской войны, которую предпринял «правоверный» Север против «еретического» Юга, как бы вознаграждая крестоносный разбой за его неудачи в Сирии. В конце XIII в. с изгнанием крестоносцев из Сирии исчезли и экономические предпосылки провансальского «ренессанса», тем более, что к этому времени центр развития будущей Франции окончательно переместился на север страны.

Все это привело к тому, что романская архитектура Прованса, сложившись в самостоятельную школу с опозданием, успела выявиться лишь в сравнительно немногочисленных крупных сооружениях.

В Провансе господствовали небольшие, хотя и высокие однонефные сооружения, напоминающие целлу с полуциркульной пли многогранной апсидой (рис. 43). Кольцевой обход хора встречается как исключение. Галереи и трифории отсутствуют. Неф перекрывался цилиндрическим сводом, причем своды и арки имеют стрельчатое очертание. Купола сооружались на тромпах, по распространенной здесь ранее ломбардской традиции. Окна узки и немногочисленны, в церквах этой жаркой области господствует прохладный полумрак.

Встречающиеся иногда трехнефные церкви с высоким, но слабо выступающим трансептом имеют узкие боковые нефы, перекрытые полуцилиндрическим сводом, подпирающим центральный цилиндрический. Боковые нефы имеют в Провансе не столько пространственное, сколько конструктивное значение. Кровли, по римской традиции,— черепичные, покоящиеся непосредственно на сводах. Эта же традиция сказалась в тщательности обработки камня и в высокой технике кладки. Великолепный материал, известняк и мрамор, который иногда употреблялся даже при выкладке сводов, в немалой степени обусловил художественные достоинства памятников провансальской школы.

При всем том интерьер провансальских церквей спартански прост. В трезвом и благородном декоре — листья аканта, каннелюры, коринфские капители (самые красивые обычно в хоре, на колоннах, обрамляющих окна). Нет и следа фантастической тематики скульптуры Лангедока и Аквитании. Мировоззрение Прованса рождало легенды, но не суеверия.

Эллинистические мотивы с особой силой выступают в композиции и декоре порталов. Тонко профилированные карнизы, фронтоны и колонны, нередко просто взятые с соседних нимфеев и арок и перенесенные на фасад церкви, а также статуи — вот убранство провансальских порталов. Однако в самом сочетании заимствованных элементов здесь чувствуется инстинктивное понимание закономерностей античной тектоники и декора, поэтому такой "монтаж" уже не кажется варварством. Эти небольшие церкви на розовом мраморном цоколе, в обрамлении кипарисов, делают преемственность античных форм непрерывном, и лишь небольшой крест на фронтоне целлы как бы вскользь напоминает об изменившемся времени.

При всей своей утонченности провансальская школа оказалась тектонически бесплодной: сравнительно небольшие и простые по композиции объемы не стимулировали изобретательства. Более того, время возникновения школы совпало с началом конца романики.

Основной свой вклад Прованс внес в разработку порталов. Важны также провансальские клуатры, которые по климатическим причинам и склонности местного монашества к созерцательности нигде не достигали такого значения, как в Провансе.
Центры школы — местность вокруг Арля и Авиньона, двух городов, наряду с Нимом и Оранжем особенно богатых античными памятниками. Собор в Авиньоне (1140—1160гг.)—довольно суровое сооружение, много раз перестраивавшееся. В 1180 г. к его единственному нефу был добавлен нартекс с целью увеличения объема церкви. Более поздний портал (около 1200 г.), напоминающий античную композицию, обрамлен колоннами, несущими фронтон. Над нартексом — прямоугольная башня, перестроенная в 1425 г. К этому же типу относится однонефный собор в Оранже (1083—1126 гг.).

Для провансальской школы наиболее типичны церкви небольшого объема. Построенная в начале XII в. монастырская церковь в Сен Габриэле предельно проста как в интерьере, где небольшой зал завершается низкой и полутемной апсидой, так и снаружи, где мастерская кладка гладких стен, выступающих на фоне оливковой рощи, повторяет лаконичную чистоту языческого искусства (рис. 44). Единственное украшение этой изящной «целлы» — портал, фланкированный колоннами и увенчанный фронтоном, сложенным из кусков античных карнизов. Колонны — разные, также античного происхождения. Конструкции просты: цилиндрический свод стрельчатого очертания с подпружными арками, опирающимися на пилястры с гладкими капителями. Снаружи стены укреплены массивными контрфорсами, которые служат единственным членением боковых фасадов. В Сен Реститу - другая монастырская церковь этого типа.

Провансальская школа строила и трёхнефные базилики с узкими боковыми нефами, без галерей, с трансептом -  если это были большие монастырские церкви, привлекавшие много паломников. Однако в этом случае применялись заимствованные композиции и конструкции. Новых решений Прованс не дал.

Бургундские влияния сказались на старом соборе города Сен-Поль-Труа-Шато (середина XII в.).

Важнейшие из сохранившихся монастырских церквей Прованса - в Монмажуре, в Гаре (Сен Жиль) и в Арле (Сен Трофим).

В Монмажуре входящая в ансамбль однонефная церковь (1117-1155 гг.) помимо обширной крипты имела кольцевой обход и венец капелл. При церкви — один из лучших провансальских клуатров.

Основанный еще в 686 г., монастырь Сен Жиль в Гаре входил в XII в. в клюнийскую систему. В своем первоначальном виде (строительство, начатое в 1077 г., было возобновлено в 1116 г.) это была трехнефная базилика, также с кольцевым обходом и венцом капелл (ныне восточная часть утрачена.). Главный порт крестоносцев — Гар — к концу XII в. настолько разбогател, что мог отделать портал важнейшей паломнической церкви Прованса с подобающей роскошью ( Вскоре Гар обмелел, и его значение перешло к соседнему порту Эг-Морт. Многое в церкви Сен Жиль осталось поэтому незавершенным.). Он был закончен, видимо, около 1195 г. Выступающие мраморные портики, как и портал в целом,заполнены скульптурными изображениями евангельских персонажей; в иконографии здесь господствует человек (рис. 45).

При всей своей торжественности портал не подавляет входящего, он приглашает его войти. Это — непосредственно связанный с улицей праздничный вход в общественный зал, лишенный какой-либо таинственности. Глубоко человечны, в отличие от тимпана Сент Фуа в Конке, и масштабы этой композиции. Фигуры апостолов реалистичны: это не абстрактные символы, а действующие лица исторического события.

Откуда возник этот шедевр? Отсутствие промежуточных звеньев мешает установить его подлинные источники (в качестве одного из звеньев цени некоторые авторы называют разрушенный в 1610 г. тимпан портала церкви Бирго Сан Донино в Ломбардии. Чувствуется также влияние Лангедока, есть что-то и от графической тонкости бургундской школы. Как бы то ни было, две подписи на фигурах, выполненных около 1171 г., называют мастера Петра и Нима.).

Сен Трофим в Арле — также трехнефная базилика (1152—1180 гг.), построенная на месте предшествующей церкви (рис. 46 и 47). В 1430 г. была перестроена восточная часть. Памятник целиком реставрирован в XIX в. Портал церкви, как бы прислоненный к обнаженной глади фасада, представляет собой второй шедевр провансальской скульптуры. Здесь фигуры апостолов помещены в интерколумниях (некоторые из шести колонн по ломбардской традиции опираются на львов) и между пилястрами. Композиция завершена богатым скульптурным фризом. К церкви примыкает клуатр, перекрытый цилиндрическими сводами и богато украшенный фигурной скульптурой.

В Провансе и в Лангедоке влияние каталоно-ломбардской школы сказывалось не только в башнях, напоминающих кампанилы, иногда отдельно поставленных (кладбищенская башня в Пюиссаликоне, XII в.), или в общей композиции сравнительно небольших укрепленных церквей XI в. (собор в Эльне и др.).

Влияние это заметно и в таких крупных однонефных церквах-цитаделях, как соборы в Магеллоне и в Агде или монастырские церкви-крепости в Сен-Понс-де-Томьер и Сент-Мари-де-ла-Мер. Собор в Магеллоне (рис. 49) был начат еще в XI в., но, судя, по надписи на портале, последние работы по укреплению постройки были завершены только в 1158— 1178 гг. Одновременный собор в Агде (рис. 51) — самый ранний пример сооружения, снабженного непрерывным рядом машикули (лопатки, соединенные глухими ломбардскими арками, как бы подсказали местным строителям этот новый стратегический прием). Относящаяся к последней четверти XII в. двухъярусная церковь-крепость в Сент-Мари-де-ла-Мер (рис. 50) снабжена более развитой системой машикули на контрфорсах и на консолях вдоль боковых фасадов и только на консолях — в апсидальной части. Над апсидой — массивный донжон, западный фасад которого завершен колокольней, господствующей над террасой донжона. Обнаженная кладка верхней части контрастирует с ломбардским декором апсиды: внизу — святилище, наверху — крепость. С западного фасада входа не было, ныне замурованный вход помещался с южной стороны. В нефе был родник.

На Юге, помимо строительства церквей-крепостей, были случаи укрепления башнями уже существовавших церквей. В Муассаке в связи с уязвимостью западной стороны портик с его знаменитым порталом был перенесен на южный фасад, а нартекс надстроен массивной башней с зубчатым парапетом (рис. 48). Своды подбашенного пространства укреплены гуртами. Эти работы производились в 1180 г.