Романские церкви Англии: главные памятники

Собор в Глостере (рис. 20) был начат постройкой в 1089 г., хор освящен в 1100 г., но дальнейшее строительство шло медленно, и неф, один из шедевров романской архитектуры, был закончен не ранее 1150 г. На западе Англии не строили таких вытянутых в длину нефов, как на востоке, и все же семипролетный неф глостерского собора оставляет грандиозное впечатление. Массивные цилиндрические опоры возносятся на высоту 9—12 м при высоте арок 1216 м.

Незначительность яруса трифориев еще более подчеркивает высоту опор. Верхний ярус окон был перестроен при сооружении нервюрного свода в 1442 г. Его низкое расположение членит ярус окон в несоответствующих местах, и проемы окон расположены асимметрично, что несколько искажает великолепные пропорции интерьера. В 1329—1337 гг. хор и трансепт подверглись готической реконструкции, в процессе которой местные мастера заложили основу позднеготического национального стиля, который под наименованием «перпендикулярного» господствовал в Англии на протяжении 200 лет.

При перестройке стены и опоры были оставлены на месте, причем в боковых нефах хора романские конструкции так и остались непокрытыми пластом готического убранства, совершенно изменившего интерьер самого хора. Несмотря на все перестройки, собор в Глостере в основном — романское сооружение, хотя над всей композицией и господствует позднеготическая башня. Западный фасад был перестроен в 1430 г. Примыкающая к хору «капелла богоматери» (конец ХУв.) связана с ним Галереей шепотов, прозванной так за свои высокие акустические качества. Знаменитый клуатр также относится к готической эпохе.

Под хором глостерского собора — крипта, одна из важнейших романского периода. Это законченная в себе подземная церковь (почти все романские крипты Англии построены под монастырскими церквами, ныне соборами: в Рочестере (1077 г.), Винчестере (1079 г.), Устере (1084 г.), Глостере (1089 г.) и Кентербери (1095 г.)) с кольцевым обходом хора и тремя радиально расположенными капеллами. Глостерский собор — единственный пример трехъярусной церкви в Англии: как в крипте, так и в хоре и в ярусе трифориев повторяются кольцевой обход с венцом капелл и апсидиолы в плечах трансепта.

Большая монастырская в прошлом церковь в Тьюксбери (1087—1102 гг.) — во многом копия собора в Глостере. Башня над средокрестием относится к первой половине XII в.

Собор в Дэрхеме, расположенный среди густой зелени на обрывистой скале, с трех сторон омываемой рекой, — не только важнейшее сооружение романской эпохи в Англии, но и один из самых впечатляющих памятников английского средневековья (рис. 21). Восточная часть здания, начатого строительством в 1093 г., была завершена к 1104 г. - к 1140 г. было готово все, за искпючением башен. Знаменитый свод был закончен к 11ЗЗ г. (в хоре - в 1104 г., в трансепте - в 1110 г.). Достройка западных башен была осуществлена в XIII в.

Нейтральная башня относится к 1474 г. Собор сохранился неизменным, если не считать добавленной в 1175 г. «Галилеи» — постройки примыкающей в виде нартекса к западному фасаду, а также Т-образного завершения хора, так называемой «капеллы Девяти алтарей», заменившей в 1242 г. центральную капеллу апсиды.

План собора — типично бенедиктинский: латинский крест с выступающими плечами трансепта. В хоре — три пролета аркад, в нефе — восемь. Это более умеренные пропорции, чем принятые на юго-востоке страны.

Конструкции собора в Дэрхеме намного опередили все, что существовало в Европе до тех пор. В 1096 г. боковые своды собора в Дэрхеме уже были перекрыты ребристыми сводами. Нигде в Европе до сооружения дэрхемского собора не было сделано попытки перекрыть нервюрным сводом пространство, идущее в какое-либо сравнение с грандиозным нефом этой северной постройки с типично базиликальным разрезом. Здесь четырехчастные своды, по примеру боковых нефов, были применены и в центральном, причем диагональные арки имели полуциркульное очертание, а подпружные — стрельчатое.

Значение этого достижения возрастало благодаря применению новой системы погашения распора. Если для этого в боковых нефах были применены испытанные, издавна известные контрфорсы, то для погашения распора главных сводов были сооружены аркбутаны, передающие усилия распора поверх боковых нефов на контрфорсы. Эти аркбутаны скрыты под кровлей. Для несения перекрытий центрального пространства использованы чередующиеся опоры сложного профиля и цилиндрические.

На первые опираются подпружные арки главного свода.
Цилиндрические опоры, несущие нервюры, богато украшены резным геометрическим орнаментом одного и того же рисунка на каждой паре противостоящих опор. Сложный профиль комбинированных опор (они лишены украшений) логически связан со всеми элементами перекрытий. Стены боковых нефов обогащены глухими перекрывающимися аркатурами.

Несмотря на огромные массы опор, загромождающих пространство нефа, он благодаря нервюрному своду, в отличие от перекрытых деревом нефов в соборах юго-востока страны (Питерборо, Сент Олбанс), не кажется слишком узким. Тщательно уравновешенные пропорции (по мнению Дж. К. Конента, в основу модульной системы собора в Дзрхеме положена северная семифутовая сажень) способствуют впечатлению величавой торжественности, лишенной, однако, той мрачности, которая свойственна нефам юго-востока. Обильный, хотя и строгий геометрический орнамент, украшающий перспективу могучих опор, благодаря своему разнообразию и ритму в чередовании рисунка делает интерьер дэрхемского собора свободным от обычной монотонности нефов нормандской школы.

Строительство на юго-востоке страны оставалось консервативным. Достижения Дэрхема так и не успели сказаться здесь из-за наступления смутного времени конца первой половины XII в. Впрочем, и в самом конце XII в. в Англии продолжали сооружать деревянные перекрытия над главным пространством крупных церквей.

Несмотря на все последующие перестройки, собор в Нориче — одно из самых «романских» сооружений Англии (рис. 22). Строительство его было начато в 1096 г. и продолжалось сорок лет. Пожар 1170 г. уничтожил апсиду и примыкавшую к ней «капеллу богоматери». Эта часть была перестроена в 1250 г. В 1271 г. горожане подожгли церковь, но репрессии, которым был подвергнут город, доставили средства для восстановления храма. В 1361 г. обрушилась башня; это привело к новой перестройке, в результате которой хор был надстроен ярусом готических окон. После очередного пожара в 1463 г.

деревянные перекрытия были заменены, наконец, сложным нервюрным сводом — одним из шедевров готического сводостроения в Англии. Датируемый 1120 г. романский неф в 14 пролетов достигает в длину 76,5 м. Эта типичная для юго-востока страны вытянутость нефа в данном случае не уравновешена соответствующей длиной хора, который поэтому кажется коротким. Высота главных аркад, трифориев и яруса верхних окон — соответственно 7,6; 7,3; 7,6 м. С целью лучшего освещения в ярусе трифориев предусмотрены окна.

С этой же целью каждый трифорий открывается в неф широким пролетом единственной арки. Эффектно сочетается с романским нефом восточная часть собора, где в XIV в. был надстроен ярус готических окон. Паутина свода, полукруглая в плане апсида в сочетании с пропорциями аркад и трифориев хора и теплым, желтоватым оттенком камня производят сильное впечатление, особенно во второй половине дня.

Грандиозная монастырская церковь (ныне собор) в Питерборо (рис. 23) была начата в 1118 г. на месте уничтоженной в 1116 г. пожаром англосаксонской церкви. Хор и средокрестие с фонарем закончены в 1175 г., а все здание — в 1200 г., в том «нормандском» стиле, в котором оно было задумано первоначально, за исключением готического фасада. Памятник принадлежит к числу лучших примеров юго-восточной школы романской архитектуры Англии.

Удлиненный неф (11 пролетов) уравновешен соответственно удлиненным хором (4 пролета). Опоры — чередующиеся (сложного сечения и цилиндрические). В боковых нефах четырехчастные нервюрные своды, но центральное пространство имеет деревянное перекрытие в хоре, имитирующее звездчатый свод. Высота аркад, трифориев и яруса верхних окон — почти одинаковая, как обычно на юго-востоке страны.

В этом сооружении, последнем по времени английском памятнике романской эпохи, строившемся одновременно с уже готическим собором в Йорке, бенедиктинский консерватизм бросается в глаза. К этому же типу принадлежало ядро старого собора св. Павла в Лондоне, сгоревшего в 1666 г. и уступившего место творению Рена.

Во многом сохранившие свои романские формы соборы в Или (1083—1190 гг.) и Сент Олбанс (1077—1088 гг.) — произведения той же школы, что и соборы в Нориче и Питерборо (рис. 24—25). В Сент Олбансе сохранилась древнейшая романская башня над средокрестием. В трифориях его трансепта применены старые колонки-балюстры из предшествующей постройки. Неф собора в Саутуэлле (1108—1150 гг.) целиком относится к романской эпохе (рис. 26), хотя чисто романский характер фасада несколько нарушен «перпендикулярным» окном 1450 г. В нефе полностью отсутствуют вертикальные членения. Нет даже традиционной полуколонны, обычно возносящейся без каких-либо конструктивных оснований до уровня перекрытий.

«Горизонтальный» характер построения усиливается зигзагообразными узорами в виде фризов, обегающих неф на уровнях завершения аркад и яруса трифориев. Круглые, приземистые опоры (диаметром 1,5 м при высоте в 2,7 м) поддерживают массивные, грубые арки, над которыми — одноарочные проемы трифориев, несущих несколько придавленный ярус окон. Круглые окна яруса трифориев не рассеивают полумрака, царящего в центральном нефе, стороны которого напоминают римские акведуки. Боковые нефы перекрыты продолговатыми в плане четырехчастными сводами, развивающими сводчатые конструкции Дэрхема. Центральный неф не имел каменного свода. Существующий потолок (XIX в.) — деревянная имитация цилиндрического свода.

Собор в Саутуэлле, стоящий особняком между северной школой Дэрхема и школой юго-востока, несмотря на всю свою консервативность, даже архаичность, является одним из лучших памятников средневековой архитектуры Англии.

Впервые со времени римской античности именно в Англии в связи с завоеванием ее нормандскими баронами перед архитектурой была поставлена чисто государственная задача способствовать цементированию и дисциплинированию общества, преодолению племенной разноголосицы, обеспечению всеобщего единства как предпосылки национального развития. Это достигалось единообразием тектонического языка.

О государственной роли архитектуры в Англии XI—XII вв. говорят не только масштабы и темпы ее развития, государственный характер строительном инициативы, но и география, типология и морфология самих памятников. Их монументальные, четко расчлененные массы, хорошо уравновешенные центральной башней, поразительно единообразны. Общий источник формотворчества здесь очевиден. Его следует искать не только в строительном опыте Нормандии, обогащенном наследием англосаксонского зодчества, но и в стремлении решать те задачи, которые ставила перед завоевателями необходимость консолидации завоеваний страны. В результате возникшая архитектура оказалась вполне «английской» не только потому, что она так легко и свободно сочеталась с формами, восходящими к англосаксонскому прошлому, но и потому, что в этой архитектуре самосознание английского народа искало и находило себя.

Господство прямых линий, отчетливый ритм горизонтальных и вертикальных членений, могучие прямоугольные в плане башни, логичность осевой композиции, четкость функциональных акцентов как в средокрестии. так и на западном и восточном концах, уверенное равновесие самой объемной композиции, всегда отражающей структуру плана и разреза, наконец, геометрический орнамент, лишенный предметного содержания, — все это служило школой специфически английского религиозного сознания, со временем принесшего католическому Риму немало огорчений. В этих суровых, удивительно трезвых и в то же время ритмичных композициях с особой силой сказались как созидательная энергия, так и прочно привязанный к земле реализм английского народа. Романские соборы Англии говорят тем же языком, что и замки того времени.