Романские церкви Англии: заключение

Усобицы, вспыхнувшие в конце первой половины XII в., почти на двадцать лет парализовали всякое строительство, и конструктивные достижения строителей дэрхемского собора оказались развитыми скорее во Франции, чем в Англии. Тем не менее богатая исканиями вторая половина XII в. была и для Англии чрезвычайно плодотворной при всем консерватизме господствовавших здесь строительных традиций. Осваивая в свете этих традиций континентальные готические формы, английские строители закладывали основы собственной школы готической архитектуры.

Смешение романских и готических форм в английской архитектуре второй половины XII в. было названо ранними авторами «переходным» стилем. На самом деле основные конструкции оставались романскими, и только отдельные готические элементы (наряду с полуциркульными арками — стрельчатые, облегченные опоры и консоли, растительный орнамент) оказывались вкрапленными в романские массы.

На изменение профиля опор и на быстрое обогащение убранства большое влияние оказал новый материал — известняк мягкой текстуры, добывавшийся в Дорсете. Под названием «пербекского мрамора» этот легко поддающийся скульптурной обработке камень стали широко использовать для стволов колонок, которыми начали окружать каменное ядро опор, что создавало иллюзию легкости. Вскоре (после 1170 г.) возникло даже промышленное производство стволов из пербекского мрамора.

Именно в это время при обработке каменных деталей стали широко применять резец, сменивший топор, что в решающей степени сказалось и на убранстве (рис. 29). Без стрельчатой арки новые конструкции были бы невозможны. Значительную роль в распространении его сыграли цистерцианцы, которые ко второй половине XII в. занесли в Англию наряду с промышленным овцеводством и бургундскую архитектуру.

Первые цистерцианские церкви в Англии сохраняли план, типичный для этого ордена: лишенный боковых нефов хор с прямоугольной в плане апсидой, трехнефное основное пространство, выступающий трансепт с капеллами, разделенными перегородками. Сохранились остатки первых циетерцианских церквей: Киркстол (около 1155 г.), Фаунтейнс (1135 г.) и Бильдос (около 1160 г.). Но и строительство «белых монахов» не избежало властного влияния местных традиций. Не было, например, сделано ни одной попытки перекрыть основное пространство обычным для цистерцианцев цилиндрическим сводом.

В Бильдуосе и Киркстоле обнаружены следы раннего ребристого свода, причем в сочетании со стрельчатой аркой бургундского типа. Несмотря на прямое запрещение строить башни при церквах ордена, все английские цистерцианские церкви, согласно стародавней саксонской традиции, имели в средокрестин четыре арки, на которых покоилась невысокая прямоугольная в плане башня. Характерно, что в соседней Ирландии, бедной собственной строительной традицией, цистерцианцы полностью сохранили бургундскую схему — сплошной цилиндрический свод стрельчатого очертания, причем обязательный трансепт перекрывался таким же сводом, но на уровне несколько ниже центрального.

В последней четверти XII в. цистерцианцами было построено несколько церквей, где впервые в Англии были применены консоли как вид опор, которым в дальнейшем было суждено сыграть важную роль. Таким образом, стрельчатые арки наряду с нервюрными сводами, гурты которых опираются на консоли, в качестве новой конструкции распространялись в Англии, главным образом цистерцианцами. Они в это время построили около 60 церквей, каждая из которых влияла на тяготевшее к ней приходское строительство. Важнейшими из этих более поздних цистерцианских построек были церкви в Байленде, Фернессе и Джерво (все были начаты постройкой около 1175 г.).

Цистерцианцы завезли в Англию также и прямоугольную в плане апсиду, которая получила широкое распространение в стране в англосаксонскую эпоху. С тех пор прямоугольный в плане хор стал важной композиционной особенностью не только готических, но и позднероманских церквей Англии (таков был, например, перестроенный впоследствии хор собора в Йорке, 1160 — 1165 гг.).

В связи с возникшей популярностью культа богоматери к хорам более или менее крупных церквей стали пристраивать прямоугольные «капеллы богоматери». Эти светлые, роскошно отделанные и по характеру скорее светские постройки еще более удлинили и без того вытянутые пропорции английских соборов. В Дэрхеме, где в виде исключения капелла («Галилея», 1175 г.) была пристроена к западному фасаду, ее прямоугольное в плане (15x24 м) помещение разделяется, подобно двору мечети, на пять «нефов» четырьмя рядами комбинированных опор, состоящих из мраморных колонок с добавленными к ним в XV в. каменными стволами. Легкость самой конструкции (сооружение перекрыто деревом) и благородство пропорций делают этот позднегерманский памятник предтечей близкой смены архитектурных эпох.

Во второй половине XII в. было построено несколько крупных сооружений, отразивших новое оживление строительной мысли.
Романские соборы Англии были для своего времени очень высокими сооружениями. Деревянные перекрытия, не создающие распора, позволяли не опасаться высоты. Однако в готическую эпоху английские строители не пошли по пути мастеров Франции, — узкие и вытянутые, английские нефы невысоки по сравнению с французскими, и самый высокий из них (собор в Йорке) едва достигает 30 м (высота свода собора в Бовэ около 47 м).

Несмотря на все нововведения, собор в Оксфорде (рис. 30) оставался в существе своем романским. Но и в этом сравнительно невысоком сооружении (высота нефа 12 м) строители не пожелали отказаться от функционально бесполезных здесь трифориев.

С целью избежать впечатления приземистости строители расположили ярус трифориев как бы ниже основной аркады. Тем не менее конструктивно трифории остались вторым ярусом; главные аркады на самом деле покоятся не на капителях массивных опор, а на консолях, отходящих от этих опор на уровне значительно ниже капителей. Арки, которые покоятся на капителях главных опор и кажутся главными, на самом деле являются арками трифориев. Таким образом, одни и те же опоры несут два яруса арок.

В хоре и трансепте все опоры имеют цилиндрическую форму, но в нефе цилиндрические опоры чередуются с восьмигранными. Верхние окна имеют стрельчатое завершение. Хотя боковые нефы и перекрыты четырехчастными сводами, основное пространство в XII в. имело деревянное перекрытие.

Новые веяния сказались и на многочисленных пристройках и перестройках конца XII в.

Особое значение имеет зал капитула Устерского собора, начатый строительством еще в ИЗО г. Эта центрическая постройка послужила прототипом для многих многоугольных в плане аналогичных залов, которые в готическую эпоху, как правило, возводились при соборах и крупных церквах. В этих залах происходили регулярные собрания капитула церкви. В позднероманский период зал капитула Устерского собора представлял собой круглое в плане помещение диаметром в 17 м, с центрально поставленной колонной, на которую опирались крестовые своды перекрытия. В 1400 г., когда стены дали трещины, они были укреплены массивными контрфорсами, что и создало существующий десятиугольный план. Тогда же романские своды и окна были заменены готическими.

Верхние ярусы западных башен собора в Или были надстроены при возобновлении работ в 1170 г. Они хорошо иллюстрируют переход от романских арок к ланцетовидным аркам конца XII в. (самое завершение башен относится к XIV в.).

В 1174 г. пожар уничтожил трехнефный хор романского собора в Кентербери, законченного в 1126 г. Для выполнения восстановительных работ был приглашен мастер Гильом из Санса, где один из ранних готических соборов Франции, начатый в 1146 г., уже имел шестичастные нервюрные своды над сдвоенными пролетами центрального нефа. Работы были начаты в 1175 г. В 1178 г. Гильома сменил Вильгельм Англичанин, закончивший постройку хора к 1185 г. Так на старых фундаментах возникла по существу своему готическая постройка. За исключением боковых нефов, где сохранились романские арки, повсюду применены арки стрельчатого очертания. Не говоря уже о клюнийском плане, отчетливо чувствуется влияние французской школы (соборов в Сансе и Нуайоне). Коринфские колонны вовсе чужды романской Англии. Шестнчастные своды и внешние аркбутаны — конструкции, развитые во Франции; в Англии они применялись впервые. Хотя влияние кентерберийской постройки на некоторые одновременные сооружения несомненно (хор собора в Чичестере 1187-1199 гг. и др.), собственно готические сооружения Англии (собор в Уэльсе, 1185—1240 гг., собор в Линкольне, 1192—1200 гг.) имеют мало общего с хором Кентерберийского собора. Несмотря на все богатство своего ажурного убранства, спокойные массы этих памятников вовсе лишены патетики: исполненные молчаливой, уверенной в себе силы, они как бы развивают композиционные и конструктивные основы, воплощенные в Дэрхемском соборе. В отличие от Франции, переход от романских форм к готическим в Англии кажется неощутимым.