Романские церкви Венгрии

Непосредственно после принятия христианства (около 1000 г.) в Венгрии начали строить большие и богатые храмы. Стефан I разделил страну на 10 епископств, и в каждом был построен каменный собор.

Перестроенный в XIX в. собор в Пече (уцелела крипта) и некоторые фрагменты, в частности фундаменты, других храмов позволяют думать, что в строительстве участвовали ломбардские каменщики.

Соборы представляли собой трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, имели апсиды в конце среднего или всех трех нефов, своды над нартексом, алтарем и криптой, а иногда две башни на западной стороне. Храмы были украшены богатой резьбой и мраморными мозаиками (соборы в Эстергоме и Ваце).

Наиболее ранний (1016 г.) и самый пышный собор в Секешфехерваре был построен как место коронации и усыпальница королей. Собор — трехнефная, колонная, завершенная апсидой базилика — был украшен мозаиками на золотом фоне.

К концу XII в. в больших городах начинают распространяться принципы французской архитектуры. Так, придворная капелла в Эстергоме получает резные порталы, даже более богатые, чем портал дворца. Нервюрный свод капеллы поддерживается тонкими колоннами, что свидетельствует о влиянии французской готики.

Собор в Калоче (конец XII в.), построенный на месте собора XI в., имеет план, близкий к французским образцам.

Укрепление и обогащение церкви и дворянства привели к тому, что конец XII — первая половина XIII в. стали периодом наибольшего расцвета средневековой венгерской культовой архитектуры. От тяжеловесных ранних памятников эти сооружения отличаются изысканными пропорциями, гармоничностью построения и тонкой резьбой. В конструктивном отношении их выделяют наличие сводов как в боковых, так и в средних нефах.

Особое развитие в первой половине XIII в. получает монастырское строительство Магнаты основывают фамильные монастыри и сооружают в них огромные храмы.

Храмы бенедиктинцев отличаются как типичной только для Венгрии структурой плана, так и выразительностью декоративных деталей. Базиликальные трехнефные храмы в Лебени (до 1212 г.) и Яке (около 1220—1256 гг.) отличаются от храмов других стран тем, что боковые нефы переходят непосредственно в подбашенные
части, расширяя внутреннее пространство, а на фасаде башни начинаются от основания храма, сообщая ему единство и стройность.

Церковь в Яке — одно из самых прекрасных зданий средневековой Венгрии. Спокойные и гармоничные формы, величавые, увенчанные каменными шатрами башни, богатая пластика апсид отличают эту церковь. Ее портал является скорее скульптурным, чем архитектурным произведением.

Строительство премонстрантов было близко к бенедиктинскому (храм в Жамбеке, первая половина XIII в.).

Храм в Оче (первая половина XIII в.), в котором имеется трансепт, обычно отсутствующий в венгерских храмах, стоит ближе других к французским прототипам. Возможно, что здесь работали мастера из Эстергома.

Цистерцианцы строили храмы без башен, с более простым архитектурным убранством. Таков, например, начатый в 1232 г. храм в Белапатфальве.

Непосредственно после принятия христианства появляются в Венгрии и сельские церкви. По указу Стефана I, каждые 10 деревень должны были выстроить церковь (ни одна из них не сохранилась). В XII в. вырабатывается тип двухчастного (неф и алтарь) или трехчастного (башня, неф и алтарь) церковного здания.

Типичны церкви первой половины XIII в. в Эгреги и св. Стефана в Надьбёржёне. В этих церквах, построенных местными каменщиками, в большей степени чувствуется национальное своеобразие архитектуры.

Одновременно строились и небольшие центрические храмы вроде кладбищенской капеллы в Папоце (XIII в.), четырехлепестковой в плане, с порталом из красного мрамора на одном из выступов и с алтарями в трех других.

Встречаются и более простые церкви, круглые в плане, с примыкающей апсидой.