Сицилия в эпоху барокко

Если в самой Италии в конце XVI и XVII вв. производится главным образом упорядочение городской планировки, прокладка улиц в сложившейся застройке, организация новых и художественное переосмысливание пространства старых площадей перед наиболее значительными зданиями или в местах пересечения наиболее ответственных улиц, а строительство новых городов и крепостей практически прекращается, то в Сицилии не только осуществляются с большой активностью реконструктивные градостроительные работы, но и строятся заново целые города.

В большой мере необходимость в этом возникла в результате стихийного бедствия — разрушительного землетрясения 1693 г. Многие города в районе Гиблейских гор были сравнены с землей и восстанавливались и отстраивались заново в 1-й половине XVIII в. на основе прямоугольной сети улиц. К числу таких городов относятся Катанья, Рагуза и множество более мелких, например Комизо, Ното, Шикли и др.

Во многих городах (особенно характерно в Ното, частично в Катанье, где планировка и наиболее значительные сооружения 1-й половины XVIII в. принадлежат арх. Дж. Б. Ваккарини) прямоугольная уличная сеть наложена прямо на активно поднимающийся склон, как в античных городах с Гипподамовой системой планировки, так что многие улицы переходят в лестницы, а некоторые площади располагаются на террасах, укрепленных подпорными стенами.

На обширных пустынных территориях Центральной Сицилии крупными землевладельцами строились и совершенно новые центры сельскохозяйственных районов. Так, в самом начале XVII в. вице-королем Маркантонио Колонна в долине у Гиблейских гор был построен город Витториа; в 1637 г. арх. К. Томмази заложил для князей Лампедуза город Пальма ди Монтекьяро.

В начале XVIII в. герцог Бранчифорте построил город Граммикеле, получивший регулярный план в форме шестигранника. В центре его расположена правильная шестигранная площадь, к которой (посередине каждой стороны) сходятся шесть ведущих от ворот улиц. В углах обширного, слегка расчлененного флагштоками пространства площади утроено шесть круглых фонтанов.

Таким образом, в Сицилии в разгар барокко оказалась воплощенной в натуре не осуществленная нигде на территории материковой Италии идея идеального города, целиком принадлежащая эпохе Ренессанса.

продолжение