Собор св. Стефана в Вене

Первоначальная постройка каменного собора св. Стефана была осуществлена в XII в., но это здание было уничтожено пожаром в 1258 г.

Второе здание собора было трехнефной базиликой, в которой были сохранены части западного фасада первой постройки. Готическая перестройка началась с восточной части (по одним источникам около 1304 г., по другим — около 1326 г.).

Пристроенный к романской базилике новый готический хор (законченный в 1340 г.) был чужеродным телом при старом здании как по формам, так и по конструктивной системе. Хор представляет собой трехнефный зал, заканчивающийся тремя полигональными апсидами. Апсиды хора, а также его равные во всех нефах травеи напоминают хор Регенбургского собора. Но здесь, в венском соборе, хор трактован самостоятельно и по размерам больше: он состоит из десяти равных травей и из трех апсидных капелл. Опоры сравнительно тонки и богато профилированы. Окна — четырехчастные, в изящных переплетах и заполняют все пространство между контрфорсами.

В 1359 г. началась перестройка основной части собора. Работы длились почти сто лет (своды сооружены в 1446—1454 гг.). Трехнефная базилика была значительно расширена и превращена в импозантный трехнефный зал, разделенный пятью парами мощных пучков колонн. Однако своды среднего нефа, по принципу базилик, были подняты несколько выше сводов боковых нефов, но без верхних окон. Такая система иногда называется «псевдобазиликой», поскольку средний неф не имеет верхнего освещения.

Опоры составлены из полуколонн. Колонны среднего нефа трактованы необычно. Они неожиданно прерываются, превращаясь в базы декоративных скульптурных фигур. Над скульптурой они снова выступают и завершаются небольшими капителями в завитках. Своды собора — сетчатые в боковых и комбинированные в среднем нефе; они построены Гансом Бушманом.

Собор св. Стефана представляет собой своеобразную комбинацию базиликальной системы с зальной.

В отличие от зальных церквей здесь сохранен трансепт; в пространственном отношении он самостоятельной роли не играет: его три травеи сливаются с пространством нефов. Зато большую роль играют выступы трансепта, служащие основанием боковых башен собора.

Размеры собора 38 х 110 м при высоте среднего нефа 29 м, боковых нефов и хора 23 м. Как его внешний вид, так и интерьер производят монументальное впечатление.

Особенно оригинальна по конструкции и формам широко известная южная башня над трансептом, законченная в 1433 г. Гансом из Прахатица. Это внушительное сооружение, достигающее 136,7 м высоты, до настоящего времени доминирует над городом (противостоящая северная башня трансепта была закончена лишь в XVI в. Гансом Сапоем в формах Ренессанса). Над собором работали: мастер Зейфрид (с 1368 г.). мастер Вацлав, сын Петера Парлержа. архитектора пражского собора (1399—1404гг.). Петер из Прахатица (1404—1429 гг.), Ганс из Прахатица (1429—1439 гг.), Ганс Бушман (1446—1454 гг.).