Собор в Сиене

Неф Сиенского собора (до хора) был возведен к 1259 г., к 1264 г. закончен купол. В отделке нефов возможно участие Никколо Пизано и его учеников. С 1284 г. Джованни Пизано начал возведение фасадной стены, доведя фасад до уровня горизонтали над порталами (верхняя часть фасада — Джованни ди Чекко, около 1377 г. Хор был закончен около 1360 г.).

Характерное в фасаде собора несовпадение осей нижней и верхней части было предусмотрено первоначальным замыслом Джованни Пизано, который сдвинул боковые порталы с осей нефов к центру и этим создал единую мощную группу входа. Однако верхняя часть фасада неизбежно должна была в своих опорных членениях отвечать конструктивным осям общего базиликального разреза нефов, что и учел Джованни ди Чекко.

Общая композиция фасада идет от старых романо-тосканских традиций (собор в Лукке). Готические формы слагаются в плоскостное целое, уравновешенное и четкое. Статуарная скульптура, как и у Арнольфо, не растворяется в пластических модуляциях стены. Фигуры пластически акцентированы как статуи, установленные в нишах фасада, — древняя античная традиция, переданная поколениями Арнольфо и Джованни Пизано мастерам Возрождения.

В отличие от суровой героики построек Флоренции, формы Сиенского собора подчеркнуто изящны, ювелирны. Утонченность искусства сиенских мастеров видна и в изысканной полихромии фасада: традиционные белые, зеленовато-черные и розовые тона сочетаются здесь с нежными оттенками желтого и интенсивным красно-коричневым цветом. Эта гамма красок восходит к традициям инкрустационного стиля.

Внутри собор поражает цветовым богатством чередующихся рядов темного и белого мрамора. Полукруглые арки и мощная горизонталь карниза-галереи над ними и здесь придают интерьеру черты, роднящие его скорее с постройками проторенессанса, чем с соборами северной готики.