Собор в Солсбери

Собор в Солсбери начали строить в 1220 г.. В 1225 г. закончен хор, в 1266 г. — в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине XIX вв. собор реставрировался.

Собор был построен в южной части города на участке, открытом для обозрения со всех сторон. Симметричное, крестообразное в плане здание имеет вполне развитую, намечавшуюся еще в Линкольнском и Кентерберийском соборах двухтрансептную систему.

Строго осевой структуре плана отвечают спокойный интерьер и очень ясная объемная композиция. Интерьер выдержан в простых пропорциональных отношениях. Ширина боковых нефов равна половине главного. Отношение небольшой (как и во всех английских соборах) высоты среднего нефа (24,5 м) к его ширине (11,5 м) составляет 2, 13:1; в боковых нефах 2:1 (12 и 6 м).

Хотя в интерьере и сохраняется членение на три яруса, но полоса метрически чередующихся трифориев уже теряет свою прежнюю самостоятельность и тесно связана с шагом опор и ритмом проемов Намечается новая тенденция к объединению трифориев с верхними окнами и превращению их в не более как декоративный мотив.

Вместе с тем возрастает высота первого яруса, равная высоте двух верхних; пропорции столбов и колонн из парбекского мрамора становятся стройнее. Это вместе с увеличением оконных проемов улучшает освещенность интерьера и придает ему впечатление большей легкости.

Своды во всех частях собора, за исключением средокрестия, — крестовые, четырехраспалубковые, характерные и для французских соборов. Как и в Уэльском соборе, опоры нервюр сводов нефа упираются в консоли над пятами арок трифориев и не проходят еще через все ярусы. Здесь имеет место своеобразное взаимопроникновение двух тектонических систем — каркаса и стены.

В объемной композиции собора отражена четкая организация его внутреннего пространства. Доминирует высокая башня над средокрестием, завершенная стройным шатром. Западный фасад также прост по общей композиции, но богато украшен скульптурой, нишами и геометрическим орнаментом и представляет собой, как и в Уэльском соборе, своего рода экран, не связанный с членениями внутреннего пространства.

В этом фасаде видно дальнейшее развитие некоторых особенностей Линкольнского и Уэльского соборов: угловых башенок, фронтона и горизонтальных членений первого высокого тройного окна и относительно простых порталов — второго. Эти особенности, как и высокая башня над средокрестием, были наиболее характерны для английской готики.