Завершение строительства собора Святого Петра

Мадерне принадлежала решающая роль в завершающем этапе строительства собора св. Петра - этого грандиознейшего начинания Ренессанса, потребовавшего более столетия для своего окончания.

Добавив две ячейки к восточной (входной) ветви собора и замкнув торцы главного и боковых нефов своего рода нартексом - просторным, но сильно вытянутым парадным вестибюлем, Мадерна закрепил компромиссное решение, окончательно превратившее задуманную Браманте и осуществленную Микеланджело центрическую композицию в базиликальную, более соответствующую требованиям католического культа.

Перекрытый кессонированным цилиндрическим сводом продольный неф собора, масштабы которого и устремленность ввысь (высота более 30 м при относительно небольшой ширине) были предопределены Микеланджело, - самое грандиозное решение проблемы этого рода на итальянской почве.

Заслугой Мадерны является раскрытие нефа в ширину, достигнутое им благодаря хорошо найденным соотношениям пилонов и арок, отделяющих главный неф от боковых, и введением капелл, уводящих еще далее взгляды зрителей. Это сложное пространственное построение, подводящее зрителя к доминанте всей композиции - ярко освещенному, устремляющемуся ввысь подкупольному пространству, вполне соответствует новой барочной трактовке развертывающегося в глубину церковного интерьера.

Мадерне принадлежит и главный фасад собора, право на строительство которого им завоевано в результате конкурса (1607), в котором, кроме него, принимали участие Понцио, Фонтана, Райнальди, Дозио и др.

Обработанный колоссальным ордером и увенчанный тяжелым аттиком фасад развернут по горизонтали. Его длина, составляющая 115 м (при высоте 45 м), значительно увеличена против основных размеров входной ветви соборного плана, так как уже за пределами этих габаритов к нартексу предполагалось добавить две фланкирующие колокольни; колокольни не были построены возможно из-за слабости фундаментов, но соответствующие им ризалиты фасада были возведены.

Безрезультатно окончились и последующие намерения построить их (одна колокольня была построена Бернини в 1641 г. и через семь лет снесена), связанные попытками исправить неудачное впечатление, производимое фасадом Мадерны.

Основная ошибка, по-видимому, определяется масштабностью. Дело в том, что размеры фасада настолько значительны, а членения настолько крупны, что действительная величина этой огромной кулисы, скрывающей богатые пластические формы собора, не воспринимается зрителем. Лишь непосредственное сравнение крошечных людских фигурок, кажущихся букашками у подножия мощных стволов колонн, позволяет оценить действительные размеры фасада.

Впечатление, производимое фасадом, было лишь впоследствии улучшено изобретательным Бернини при сооружении им знаменитой колоннады, окружающей соборную площадь. Пока же продолжались работы по украшению интерьера собора, который был освящен в 1626 г.

Удлинение нефа собора и возведение фасада снизило в значительной мере и влияние купола на окружающее собор пространство. Если, в целом, в городе купол безусловно главенствует, если на подходах к собору еще можно говорить о том, что фасад образует для купола достойный постамент, то с более близких точек (500-700 м) и непосредственно с площади купол скрывается за фасадом и его художественное воздействие здесь пропадает. Колоннады Бернини решительно изменили всю композицию.