Театральные здания эпохи итальянского барокко

В XVII и XVIII вв. получил большое развитие придворный театр, а вместе с ним и строительство театральных зданий. Театры были устроены при дворах Турина (около 1618), Милана, Феррары, Пьяченцы (1644-1646); в Вероне был создан Филармонический театр; в римском дворце Барберини в 1632 г. был устроен театр на 3000 человек.

Именно к этому периоду относится формирование типа театрального здания с несколькими расположенными один над другим ярусами балконов в зрительном зале — типа, получившего затем повсеместное распространение.

Особого внимания заслуживает развитие сценографии — искусства театральной декорации, явившейся предметом большого художественного интереса, экспериментирования и изучения.

В театральных декорациях, созданием которых в соответствии со старой итальянской традицией занимались целые семьи (Бибиена в Болонье и Вероне, Гальярди из Андорно, Орланди в Болонье и др.), огромную роль играла архитектура, сложные построения, отличавшиеся магически иллюзорной перспективой, неожиданными контрастами света и тени, сочетанием и нагромождением архитектурных форм и деталей: портиков, арок, беседок, фонтанов, скульптуры и пр. Присущие этим декорациям черты драматизма и романтизма отразили тенденции, позднее проявившиеся в сериях знаменитых гравюр Пиранези.