Здания бирж в Каталонии

Биржи Каталонии, представленные первоначально двумя вариантами, претерпевают эволюцию, аналогичную больничным сооружениям. Простейшие по конструкции биржи, открытые двухнефные постройки с тремя рядами продольных аркад. поддерживающих двускатное деревянное перекрытие, ведут происхождение от открытых лоджий Италии, с которой Каталония поддерживала тесные торговые и культурные контакты (биржа в Тортосе, 1368-1373 гг.).

Вторая разновидность бирж, возникшая с усложнением церемонии торговых сделок, представляла собой капитальные сооружения.

В бирже Барселоны (1380—1392 гг.) сочетаются особенности обоих вариантов коммерческих зданий. Она представляет собой капитальное каменное здание, но образцом для ее центрального зала (остальные помещения исчезли при перестройке 1888 г.) послужили открытые биржи типа Тортосы. Поддерживающие перекрытие зала колонны так тонки, а полуциркульные арки так широки и проходят так близко от потолка, что они не нарушают пространственного единства интерьера. Эта особенность биржевых залов, свидетельствующая об усвоении восточных влияний сквозь призму итальянской архитектуры, роднит их с интерьерами храмов Каталонии.

В биржах XV в. в Пальме (1409—1426 гг., арх. Гуильермо Сагрера) и в Валенсии (1483—1493 гг., архитекторы Педро Компте и Хуан Ивера; рис. 12) залы заключения контрактов перекрыты каменными сводами, ребра которых составляют как бы непосредственное продолжение жгутов витых колонн. В композиции здания резко увеличивается роль главного зала и соответственно уменьшается значение двора как ядра всей композиции. По сравнению с главным залом выглядят карликовыми все остальные помещения — судебная коллегия, канцелярия, тюрьма, капелла.

Постепенная утрата биржами сходства с универсальной «монастырской» планировкой, ядром которой служит внутренний двор, равно как и видоизменение планов больниц, было результатом усложнения и дифференциации функций гражданских зданий и отдельных помещений в них. В этом можно усмотреть один из признаков приближающегося Ренессанса.

Приближение эпохи Возрождения дает о себе знать и в композиции фасадов. Здесь окончательно оформился прием контрастного противопоставления обширных гладких и сравнительно небольших, но предельно насыщенных декором плоскостей. Ярким декоративным пятном выглядят на фоне гладких стен биржи сложные, дробные переплетения стрельчатых каменных рам, скульптурные обрамления окон и дверей, каменные парапеты. Чтобы резче отделить гладкие плоскости от декорированных, последние, подобно картине, заключают в раму, образованную каменной тягой.