Архитекторы эпохи барокко в других городах Италии

Новые черты, складывавшиеся в римском зодчестве, начали проникать в другие области Италии в самом конце XVI в.

Д. Фонтана, уехавший в Неаполь, был первым представителем новой «манеры» на Юге.

В северных районах уже в начале XVII в. в новом стиле работали свои собственные мастера: в Болонье Маджента (1565-1635) построил собор с типичным для барокко сочетанием базиликального плана с сильно подчеркнутым подкупольным пространством (фасад выполнен Торреджани); в Турине Асканио Витоцци (1539-1615) возвел круглую в плане церковь Санта Тринита (1610), однако этот новый композиционный тип не получит здесь большого развития.

Гораздо более существенны градостроительные работы Витоцци, создавшего строго упорядоченное обрамление площади Кастелло, входящей в систему центральных площадей и улиц Турина.

Во Флоренции, как уже сказано, новому стилю было труднее пробиться сквозь устоявшиеся традиции эпохи Ренессанса. Но и здесь появляются некоторые барочного типа постройки, например обширная восьмигранная капелла Медичи (называемая деи Принчипи, 1604), построенная М. Ниджетти, холодная, несмотря на свою импозантность и большие размеры, или же палаццо Хименес уже с характерной для барокко торжественной разработкой парадных лестниц (1620). Его архитектору Герардо Сильвани (1579-1675) принадлежит также капелла и палаццо Корсини.