lotaringii' />

Архитектура Фландрии и Брабанта

Французская готика ярче всего представлена великолепными соборами. Для готической архитектуры Фландрии характерны не столько церкви, сколько ратуши и цеховые здания.

Маленькая Фландрия в средние века была важнейшим торгово-промышленным центром Западной Европы. Уже очень рано, в XI в., здесь начался быстрый расцвет производства шерстяных тканей. Вся английская шерсть обрабатывалась здесь, во Фландрии. Фландрское сукно было одним из главных предметов ввоза и вывоза
в разных странах Европы. Множились и обогащались цехи производителей, гильдии торговцев, росли и крепли города.

Фландрия в течение ряда веков оставалась объектом политических интриг претензий и долгих войн между Францией и Англией. Но при всех разрушительных войнах и связанных с ними бедствиях фландрские города сумели сохранить свою коммунальную независимость, которая обеспечивала их расцвет и высокий уровень городской культуры. При этих условиях удивительно, что и в архитектуре свое наиболее полное и характерное развитие получили те типы зданий, которые были связаны с жизнью городских коммун Таким образом, можно говорить о фламандской специфике, которая сконцентрирована именно в городских зданиях.

Готика проникла во Фландрию из Франции в XIII в. Она оставила несколько интересных памятников культовой архитектуры. Таковы, например, церковь св. Гудулы в Брюсселе, доминиканская церковь в Лувене (XIII в.), большой семинефный собор в центре провинции Брабант — Антверпене (XIV в.), сильно пострадавший во время испанского нашествия, церковь св. Жака в Льеже, дворцовая капелла брабантских герцогов в Брюсселе в стиле поздней готики (обе XV в.), собор в Лувене (XIII—XV вв.) и др.

Но гордостью фламандской готики остаются ратуши в Брюгге, Брюсселе, Лувене, суконные и другие биржи в Ипре, Антверпене и др.

Ратуши, торговые и цеховые здания обычно строились на центральных площадях. Они имели два-три этажа. Первый этаж торговых зданий по фасаду трактовался или как открытая галерея (лоджия), за которой находились подсобные помещения, пли как закрытая галерея с большими окнами, завершающие арки которых могли иметь самую различную форму — от стрельчатой до плоской сегментной дуги. Окна верхних этажей — обычно стрельчатые, сдвоенные; реже бывали тройные или четырехчастные. Простенки часто украшались нишами или скульптурой. Позднее появились эркеры, небольшие башенки-вимперги.

Верхний этаж в центре здания всегда был занят большим залом, перекрытым или крестовым сводом, или (в более поздний период) богато декорированным деревянным плафоном, какие можно встретить и в английской готике. Интерьер, в особенности большой зал, был богато украшен живописью, скульптурой, резьбой по дереву.

Здание завершалось большой башней - бефруа, издали возвещавшей о независимости города. Подобные башни иногда строились также при торговых и цеховых зданиях (Брюгге, Гент).

Суконная биржа (торговый дом суконщиков) в Ипре, построенный в период 1201 — 1380 гг. и разрушенный во время первой мировой войны, был одним из старейших крупных зданий этого типа.

Важной постройкой Брюгге является ратуша, построенная в 1376-1421 гг. (До последнего времени в Брюсселе сохранились остатки городской стены (Черная башня, ворота де Гал).

Брюссельская ратуша на площади Старого рынка с асимметричным по композиции фасадом славилась своей бефруа, построенной в серадине XV в. Яном ван Рейсбреком).

Из жилых домов Брюгге наиболее интересен Отель де Грутхуз - патрицианский дом, построенный в 1465-1470 гг., ныне целиком превращенный в музей. В спокойных формах интерьера этого дома уже чувствуется веяние Ренессанса.

Переходным от готики к Ренессансу является и здание городской канцелярии.

Среди готических памятников Брюссел/. церковь св. Гудулы.